Сильнейшая потребность глотнуть свежего воздуха возникла после "
Пещеры Трофония" Сальери (несмотря на все многочисленные достоинства этой оперы). В голове зазвучало "Милосердие Тита". Переслушиваю великолепную венскую запись 1967 года под управлением Иштвана Кертеса:
Тит - В. Кренн, Вителлия - М. Казула, Секст - Т. Берганса, Анний - В. Фассбендер, Сервилия - Л. Попп, Публий - Т. Франц. Хор и орк. Венской государственной оперы.
Слушаю и поражаюсь свежести своего впечатления: почти как более 20 лет назад, когда я буквально бредил этой оперой. Многие места просто удивительны. Например, терцет Вителлии, Анния и Публия перед первым финалом. Этот ансамбль - один из самых блистательных у Моцарта, он, на мой взгляд, превосходит ансамбли "Идоменея" (если говорить только об операх-сериа).
А "неземное До" финала? Хор богов-олимпийцев. И музыка - как огромное ветвящееся дерево, многочисленные ветви которого сливаются в грандиозное целое.
Напомню слова
сэра Колина Дэвиса об опере:
- Вы очень любите "Милосердие Тита"?
- Да. И когда читаю, что пишут об этом произведении музыковеды и критики, то вижу: они не имеют ни малейшего представления о предмете. Ни об одном музыкальном сочинении я не читал столько глупостей. Где их уши? Да еще эта сказка, будто Моцарт вообще не хотел писать оперу, потому что либретто из рук вон плохое. Нет, этот человек точно знал, чего он хочет и как он это сделает. В "Тите" очень мало нот, и музыкальная "меблировка" совсем проста. Но если ноты должны наполнять душу ядом, они это делают. Вообще, в "Милосердии Тита" есть ходы, присущие только этой опере. Безусловно, для заглавной партии требуется исключительно эмоциональный певец. Обычно это почти пустое место. А между тем в образе Тита должны выявиться отчаяние, крушение и одиночество героя, его борьба с чудовищной системой.
Мне, между прочим, давно пришло в голову, что Тит - это некий "сплав" Феррандо (или Тамино) с Зарастро. И опять мотив отречения от любви - один из главных в зрелых операх Моцарта.