Обычно в конце года я пишу не только о городах года, но и о музыке года.
В этот раз я хочу решить этот пост в негативном ключе, и слово "негативный" я употребляю в данном случае не в негативном смысле, а в смысле наличия частицы "НЕ" в дальнейшем изложении.
Упомяну тут некоторых маститых авторов, которых я в этом году НЕ слушал.
Хиндемит
Хиндемит уже давно находится на самой удаленной периферии моих музыкальных интересов. В молодости я прошел через скоротечное увлечение его музыкой, особенно симфониями, но следы этого увлечения безвозвратно испарились.
Р. Штраус
Мое отношение к этому композитору никогда не было отрицательным. Просто у меня сейчас почти полностью отсутствует тяга к такого рода вагнерианству, как и к самому Отцу-основателю. Его, Рихарда Первого (Великого), я тоже не могу слушать чаще раза в год. Тут я полностью разделяю высказывание Г. Нейгауза, которое я как-то тут
цитировал. Но повторю:
"Сейчас играл квартеты Моцарта, сверхчудесные!!! Представьте себе, какой скандал - я считаю, что Моцарт меня как чистого музыканта куда больше удовлетворяет, чем, например, Вагнер".
Я далеко не музыкант (тем более, чистый), но если вас в музыке волнует собственно музыка, а не побочные эффекты, вы действительно предпочтете Моцарта Вагнеру (и не только Вагнеру). В то же время я еще в молодости понял, что парадокс Моцарта состоит в том, что, будучи как-бы "абсолютным" ("чистым"; "это всё музыка для музыки", как сказала мне однажды с оттенком легкого пренебрежения моя первая учительница музыки; ученица Нейгауза, между прочим) музыкантом, он для понимания в наибольшей степени требует выхода за пределы чистой музыки. "Смысл этой оперы лежит по ту сторону всякой музыки", как заметил Герман Коген по поводу "Cosi fan tutte".
Мусоргский
Вот тут ситуация более сложная. Мусоргский - один из моих властителей дум. А в молодости я играл клавиры его опер наравне с Моцартом. Но в последнее время почему-то тяга к его музыке тоже сильно ослабла. Не знаю даже, почему.
Лист
Лист не является моим кумиром, хотя некоторые его сочинения я люблю (особенно h-moll'ную сонату). Неслушание Листа отвечает заметному падению у меня интереса к музыке 19 века (после Бетховена и Шуберта) в целом. Кроме Брамса и Шопена. Последнего я, впрочем, тоже слушал в уходящем году очень редко.
Пуччини
Этого композитора я вообще слушаю редко, хотя его последнюю оперу считаю гениальной. В молодости у меня был период увлечения итальянской оперой 19-начала 20 века, и тогда я переслушал всего Пуччини в том числе. Это было мне интересно прежде всего в плане наслаждения великими итальянскими певцами середины 20 века. Сейчас так не поют.
Римский-Корсаков
Он никогда не был среди русских композиторов моим любимцем, но некоторые его сочинения прекрасны и даже, быть может, гениальны.
Я его воспринимаю как непревзойденного мариниста и сказочника, а его пейзанский академизм, "стиль рюсс" в псевдоисторических операх, был всегда мне чужд. Пропасть его отделяет от Мусоргского.
Берлиоз
Этот автор, пожалуй, вообще перестал меня интересовать. Но не исключено возрождение интереса.
Вивальди
Вот почему я обошел Вивальди, которого я горячо люблю, я не знаю. И даже недоумеваю.
Григ
Григ - прекрасный мастер, но я сейчас просто совсем не хочу его слушать.
Дворжак
То же, что и с Григом.
Равель
В отличие от Дебюсси Равель никогда не был в цетре моих интересов. Но некоторые его сочинения я иногда слушаю с удовольствием.
Ну и хватит, пожалуй.
С Новым годом, с Новым счастьем!