Вчера слушал исполнение Р. Шайи, а сегодня - К. Мазура. Оркестр один и тот же - Лейпцигский Гевандхаус.
Шайи берет очень высокие темпы, что поначалу шокирует (я об этом
писал как-то), но в то же время, благодаря таким темпам, в первой части возникает ощущение фантастического полета. Кажется, А.Н. Серов называл первую часть "орлиным Allegro". Да, полет; рождается ассоциация с микеладжеловским "Пробуждением Адама" в Сикстинской капелле Ватикана или с "Видением пророка Иезекиля" Рафаэля. Впрочем, такая ассоциация возникала у меня давно, а интерпретация Шайи ее только вновь пробудила и укрепила.
Темпы Мазура "канонические", к которым мы привыкли по записям великих дирижеров первой половины 20 века: Фуртвенглера, Вальтера, Караяна. И тут уже не столько полет, сколько величавая поступь, ритм эпоса.
Но Мазур не повторяет экспозицию в первой части.
Симфония, конечно, была ошеломляющим переворотом в жанре симфонии. Даже Гайдн и Моцарт ничего подобного не написали, хотя у Моцарта можно слышать существенные предвосхищения "Героической", но не в симфонии, а в опере "Идоменей" и в "Масонской траурной музыке". Мне даже иногда кажется, что "Героическая", по крайней мере, в первых двух частях, есть высокая симфоническая сублимация оперы сериа. Но начиная со Скерцо, мы уже приближаемся к шекспировской драме и к эпосу античности или Возрождения.
В конце финала возникает страшное воспоминание - реминисценция Похоронного марша, а потом мы оказываемся в какой-то темной пустоте: ночь, звезды над океаном.