Всё же напишу постскриптум к предыдущим записям о Музее Пикассо в Париже.
1. Художник и модель.
Начну вот такой фотографией из венского Художественно-исторического музея:
(снято на мобильник - 13 апреля 2011 года; так что ревнителей чистоты кадров отсылаю к
сетевой репродукции; им вообще лучше всю эту запись проигнорировать.)
Эта гениальная картина Вермеера Дельфтского называется "Искусство живописи" (или "Аллегория живописи"). Давно замечено, что художник и модель несоизмеримы; точнее, если художник встанет, то он окажется непомерно выше модели, стоящей будто бы рядом. Тем самым изысканно (как это вообще свойственно старым мастерам) проводится мысль о том, что мастер и его творения существуют в разных возможных мирах.
А теперь попробуйте распутать вот такой клубок:
(Пикассо. Художник и модель, 1926; почему-то не смог найти в сети, но искажения связаны только с отражениями в стекле - судя по репродукции в альбоме.)
Я не берусь распутывать клубок и истолковывать эту картину. Но вот еще три работы Пикассо на тему художника и модели. Фотографии были сделаны тоже на мобильник в июне 2011 года в мадридском Центре Королевы Софии:
Есть
похожая картина в Артхиве.
Это поздний Пикассо, где-то 60-е годы, но я тогда не снимал таблички, а в последнее посещение музея в феврале текущего года этих картин мы вообще не видели. То ли они временно отсутствовали, то ли мы просто не добрались до зала, где они висят, хотя всю основную экспозицию вроде бы обошли. Зато видели два исключительных
ранних портрета.
Но тут всё соразмерно, как можно заметить.
2. Монстры.
("Большая купальщица", 1929)
Две картины 1932 года под общим названием "Женщина, сидящая в кресле":
***
Ну что еще?
Вот необычная работа - "Распятие" (1930):
("Большой натюрморт со столиком", 1931)
("Большая обнаженная в красном кресле", 1929)
Надо показать хотя бы одну кубистическую головку:
Работы этого периода хорошо представлены в наших музеях, а также в Праге, что я недавно показывал, поэтому я в записях, посвященных парижскому музею, их обошел.
Покажу в заключение одну из моих самых любимых картин:
("Жаклин со скрещенными руками", 1954).
Теперь и правда ВСЁ.