Поразительно! Словно в первый раз слушал (но я действительно очень давно не слушал этот квартет). И странное дело: будто ожило то реальное мистически-восторженное отношение к музыке Шостаковича, которое было у меня в юности.
О дух многооплаканный! Ты снова
Явился гостем в мир земной,
Средь дольних нив возник, как тень былого...
Какие странные штрихи вдруг возникают в первой части! Блуждающая безумная Офелия. Вообще квартет находится как бы на стыке музыки к фильму "Гамлет" и поэмы "Казнь Степана Разина" (2 часть). Возвышенная, благороднейшая лирика третьей части. А финал - будто некий веселый нищий странник (переселившийся из Четвертой симфонии Малера) отправляется в путь, идет куда глаза глядят, напевая забавную песенку (почти та же тема, что в начале 14-го квартета). Но внезапно его застает буря, или кто-то нападает на него (кульминация финала). Но он уходит, может быть, потрепанным бурей, но живым; мы видим, как он постепенно исчезает из наших глаз...
С точки зрения чисто формальной Шостакович дает тут образец синтезирующего "легкого" финала (как в Десятой симфонии): тема финала возникает, когда еще звучит Adagio, а в кульминации тема медленной части, как мощный протестующий голос, отстраняет зловещую суету призраков.
***
Выражаю свою глубокую признательность
bgershman, одно
сообщение которого побудило меня переслушать этот замечательный квартет!