Oct 22, 2015 22:35
Какая загадочная музыка! Особенно первая часть. Что здесь? Никакого ответа. Слушая, вспомнил стефанцвейгвское определение поэзии Гёльдерлина:
"В этих возвышенных словесных полотнах нет ничего сочного, осязаемого, четко очерченного, пластичного, чувственного. Гёльдерлин никогда не выбирает слова яркие, посредством которых достигается чувственная пластичность: нет, он выбирает слова невесомые, рвущиеся вверх, придающие стихам бестелесность, уносящие из дольнего мира в горний, в божественный мир экстаза. Все эти эфемерные эпитеты - "блаженный", "небесный", "священный", эти ангельские, эти бесполые слова... лишены красок, как белое полотно, как парус... именно как парус, наполненный бурей ритма, дыханием вдохновения, - так округляют они свою напряженную ткань и уносят вдаль».
С. Цвейг. Гёльдерлин (С. Цвейг. Собр. Соч. в 7 тт.. - М.: Изд. «Правда», 1963. - т. 6, с. 175.)
И в этом свете сопоставление Моцарта с Гёльдерлином, принадлежащее Чичерину, представляется весьма точным.
Напомню:
"Он [Гёльдерлин] чрезвычайно близок Моцарту, но и противоположен ему . Его стихи - это музыка, это сладостная космическая музыка Моцарта. Когда Эмпедокл начинает свои монологи, слушателя сразу охватывает такая чарующая, упоительная мелодия, мягкая, сладостная и космическая, наполняющая мир своими всеобщими переживаниями. Но Гёльдерлин совершенно оторван от реальной жизни. Это один полюс Моцарта без другого".
(Г.В. Чичерин. Моцарт.- изд. 5. - Л., Музыка, 1987. - С. 120.)
С. Цвейг,
Чичерин,
Моцарт,
Леонардо,
Гельдерлин,
Бетховен_струнные трио,
blogspot,
Моцарт_струнное трио,
Бетховен,
Бетховен_струнные квартеты