Я думаю, что в пьесах для Orgelwalze Моцарт применил своего рода шифрование, "сжатие информации", что вообще для него характерно. Грандиозная музыка, затиснутая в механический инструмент, отстранялась от слушателя, не давала ему возможности оценить истинный масштаб услышанного. Возникал эффект перевернутого бинокля, описанный Г. Нейгаузом. Или: то, что сказано в "Докторе Фаустусе" о шестиголосном ричеркаре Баха из "Музыкального приношения". Музыка в ее чистой сущности, написанная не для какого-то конкретного инструмента, а, скорее, для глаз и ума, поручалась в ее физическом звучании механизму. Это крайне обостряло противоречие физического и духовного и закрывало от воспринимающего суть дела. Моцарт, правда, сожалел, что пишет не для большого органа (кто же ему мешал написать для большого органа?), но, боюсь, это сожаление не вполне искреннее. Он уже в ту пору не хотел быть "грандиозным", он не хотел быть Бахом, которого преодолел (снял) в каноне из Cosi fan tutte.Ну, и вообще он любил такие игры со слушателем: направить восприятие по ложному пути, именно зашифровать. Подобно этому загадочная и поражающая своим внутренним масштабом последняя скрипичная соната (К. 547) снабжена подзаголовком: "для начинающих, со скрипкой". Какая герметическая ирония!
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=38528&highlight=%CC%EE%F6%E0%F0%F2+%EE%F0%E3%E0%ED