Чайковский - Большая соната G-dur op. 37 (С. Рихтер)

Apr 26, 2015 11:46

Один английский биограф Чайковского (не помню фамилии, книга где-то лежит, но лень искать, да и не стоит она того) назвал эту сонату едва ли не самым скучным сочинением композитора. Вот воистину "осёл, бык и дурак".*
Это же подлинная симфония для фортепиано! И Рихтер гениально передает в своем исполнении этот симфонический масштаб.
Вспомнил, как ставил эту сонату на лекциях для студентов РГГУ (философов, в курсе "Музыка и философия"), точнее, первую часть ее. Старался объяснить ее структуру и обращал особое внимание на катастрофу в репризе, когда всё проваливается в черные басы. Это предвестник катастроф в первой части Шестой симфонии и в Третьем фортепианном концерте.
И начало второй части после катастрофы звучит настоящим похоронным маршем.
________________________
* Это я цитирую Моцарта, который один из валторновых концертов посвятил своему другу Игнацию Лейтгебу и написал такое посвящение: "Игнациусу Лейтгебу - ослу, быку и дураку". Но Лейтгеб явно не заслуживал такой характеристики, и это была... острая шутка Вольфганга. Но вот Бетховен обозвал ослами и быками (уже всерьез) тех, кто не понял его Большой фуги для струнного квартета. И, замечу, был прав, хотя и суров не в меру.

Рихтер, Моцарт, Моцарт_инструментальный концерт, Чайковский_ф-но, blogspot, РГГУ, Бетховен, Бетховен_струнные квартеты, Чайковский

Previous post Next post
Up