Может статься, академическое образование его и погубило бы. Он и так был одним из величайших композиторов своего времени, кардинально изменившим, например, гармоническое мышление (что потом подхватил Дебюсси). Об этом хорошо написано в книге Л. Мазеля "Проблемы классической гармонии". Рихтер у себя в дневнике заметил по поводу "Бориса": "Я помню, как мой папа (фанатический вагнерианец) говорил, что это сочинение стоит на том же уровне, что и музыкальные драмы Вагнера". Но надо слушать авторскую редакцию, несмотря на все недостатки оркестровки. Кстати, в этой оркестровке есть, на мой взгляд, совершенно исключительные находки, которые потом просто взял к себе Шостакович (инструментовка песенки Юродивого, завершающей сцену у Собора Василия Блаженнного и всю оперу, и Второй виолончельный концерт Шостаковича - место после каденции в первой части у фагота и контрафагота). В связи с http://petrark.livejournal.com/644192.html#t6552928
Comments 2
Reply
Рихтер у себя в дневнике заметил по поводу "Бориса":
"Я помню, как мой папа (фанатический вагнерианец) говорил, что это сочинение стоит на том же уровне, что и музыкальные драмы Вагнера".
Но надо слушать авторскую редакцию, несмотря на все недостатки оркестровки. Кстати, в этой оркестровке есть, на мой взгляд, совершенно исключительные находки, которые потом просто взял к себе Шостакович (инструментовка песенки Юродивого, завершающей сцену у Собора Василия Блаженнного и всю оперу, и Второй виолончельный концерт Шостаковича - место после каденции в первой части у фагота и контрафагота).
В связи с http://petrark.livejournal.com/644192.html#t6552928
Reply
Leave a comment