Leave a comment

cleofide February 2 2014, 10:12:43 UTC
О да...
У меня впечатление, что ДДШ просто не знал в достаточной мере нововенцев (конечно, не по своей вине - кто мог их хорошо знать в СССР?). Дело ведь не в технике 12 тонов, а ещё и в новом отношении к звуку и тембру. Тут пионером был Веберн, но Берг-то его музыку знал. Уже в ранних пьесах Веберна есть эти тончайшие тембровые находки.

Хотя, на мой-то взгляд, и ранний Веберн, и зрелый Берг производны от позднего Бетховена. У него в последних квартетах тоже много всякого позашифровано. Только ему некому было писать письма про это. Да и не такой был человек. Считал, что нот вполне достаточно.

Reply

abel February 2 2014, 10:18:22 UTC
Спасибо Вам за комментарий!
Насчет Бетховена полностью согласен. Как-то мы с Вами говорили тут о том, что после, скажем, Большой фуги можно сразу к нововенцам переходить минуя романтиков.

Reply

cleofide February 2 2014, 10:27:37 UTC
Да и после ор.106 тоже.

Reply

mendelbookinist February 2 2014, 11:14:47 UTC
Вспомнилось, как Сталин, рассматривая сборник лирики Симонова «С тобой и без тебя», спросил: «А какой тираж у этой книжки?» И, услышав в ответ: столько-то тысяч, усмехнулся: «А по-моему, хватило бы двух экземпляров - один для нее, а другой для него». Ну, применительно к Бергу это шутка вдвойне, конечно. И все же я это произведение плохо понимаю. Смущает некоторая рыхлость, которая нередко характерна для музыки Берга. Такое впечатление, что он блуждал в мире своих чувств и эмоций, да заблудился. Наиболее мне по душе третья и пятая части. Есть в них и отзвуки Бартока с Шостаковичем (4 и 15 квартеты, в частности). Ранний струнный квартет Берга мне намного больше нравится.

Reply

abel February 2 2014, 11:37:39 UTC
Это у Шостаковича отзвуки (if at all). :)

Reply

mendelbookinist February 2 2014, 11:43:29 UTC
Ну да, просто лень было уточнять. Есть очень-очень отдаленные пересечения в пятой части ЛС и второй части 15 кв.

Reply

kseniapo February 2 2014, 13:20:21 UTC
Я тоже всю жизнь считала, что нот вполне достаточно (хоть какое-то родство!)

Reply

abel February 2 2014, 13:35:50 UTC
Нот и достаточно, и НЕдостаточно. :) Парадокс!

Reply

cleofide February 2 2014, 13:41:54 UTC
Ну да. И какое удовольствие - потом в этих нотах находить нечто такое, что предназначалось либо для себя, либо для немногих понимающих :)

Reply

abel February 2 2014, 13:54:03 UTC
Именно!
"Это тайнопись, криптограмма..."

Reply

kseniapo February 2 2014, 13:58:47 UTC
Из нот вытаскивать, играя, звуки, смысл и информацию - для меня самое большое удовольствие.

Reply

Веберн - Стр. квартет соч. 1905 г. и 5 пьес для стр. кв. op.5 abel February 2 2014, 17:10:30 UTC
Действительно, ранний квартет - вполне традиционный поздний романтизм, тогда как пятый опус открывает совершенно новые миры, звуковые в том числе.
Я это и раньше слушал, но как-то давно не переслушивал, и впечатление было очень сильным.

Reply

Re: Веберн - Стр. квартет соч. 1905 г. и 5 пьес для стр. кв. op.5 mendelbookinist February 2 2014, 17:24:53 UTC
Ранний квартет у него очень сильно пересекается с "Просветленной ночью", даже на уровне тематизма.

Reply

Re: Веберн - Стр. квартет соч. 1905 г. и 5 пьес для стр. кв. op.5 abel February 2 2014, 17:28:26 UTC
Видимо, да, но я давно не переслушивал "Просветленную ночь".

Reply

Re: Веберн - Стр. квартет соч. 1905 г. и 5 пьес для стр. кв. op.5 mendelbookinist February 2 2014, 17:35:06 UTC
Re: Веберн - Стр. квартет соч. 1905 г. и 5 пьес для стр. кв. op.5 abel February 2 2014, 17:41:41 UTC
Спасибо, почитаю.

Reply


Leave a comment

Up