Можно отдохнуть, погулять, музыку послушать...
Начал сегодня с фрагментов "Милосердия Тита" Моцарта (увертюра и от арии Секста с кларнетом до конца первого акта; запись И. Кертеса 1967 г.). "Тит" заставил вспомнить Глинку: "Жизнь за царя", речитатив и сцену Вани в начале 4-го акта, что давно у меня ассоциируется с речитативом Секста перед первым финалом. Глинка высоко ценил оперу Моцарта и, слушая ее в Берлине, особо отмечал важность присутствия в оркестре бассетгорна (иногда заменяемого кларнетом). Ария Вителлии с облигатным бассетгорном принадлежит к лучшим моцартовским ариям.
А Глинка написал поистине гениальную оперу. Кроме всего прочего, меня восхищает тут оркестр. И как симфонист он был на недосягаемой высоте. Жаль, что у нас его оперы не очень-то популярны и исполняются не лучшим образом. Надо отдать должное Гергиеву, поставившему "Жизнь за царя" без купюр. В советское время, например, даже лучшие тенора не пели арию Собинина с хором в начале 4-го акта с ее сверхвысокими ("рубиниевскими") нотами, а также была огромная купюра в финале (реквием по погибшему Сусанину). Я слушал болгарскую запись дирижера И. Маринова (Софийская опера, 1986 г.). Тоже без купюр, но с текстом С. Городецкого.
Между Моцартом и Глинкой вклинился Хассе с двумя ариями из "Клеофиды".
Вечером хотел было продолжить "Тита" и прослушать целиком 2 акт (!), но решил отложить до завтра и поставил вместо этого (отчасти неожиданно для себя самого) листовскую сонату "По прочтении Данте" (Д. Циффра). Слушал и вспоминал почему-то огромные залы "больших французов" в Лувре. Возможно, из-за
этого.
***
По поводу 2-го акта целиком вспомнил чудный анекдот о Россини.
Как-то на парижской улице его встретил знакомый и поспешил обрадовать: "Маэстро! Сегодня в Опере идет второй акт вашего "Телля"!". "О! - откликнулся Россини, - и весь целиком?".