Благодаря любезности моего друга
sforzi мне стал доступен интеграл моцартовских фортепианных сонат в исполнении Владо Перлмутера (Perlemuter; 1904-2002). Записано в Париже в июне 1956 г. на студии Pathe.
Я никогда раньше не слышал никаких записей этого пианиста и вот начал слушать с ним сонаты Моцарта с 6, 7 и 8-й (К. 284/205b, 309/284b, 310/300d соответственно).
Первые две сонаты очень понравились в этой интерпретации, мужественной и рельефной. 6-я соната, я думаю, вообще из ранних сонат лучшая.
А вот исполнение 8-й не так впечатлило. Очень сильная склонность сделать сочинение не трагическим, а элегическим. Динамические контрасты (подчеркнутые в первых двух сонатах) существенно сглажены. Где указано forte, играется mezzo forte, а то и вовсе piano (впрочем, с аутентичностью динамических оттенков не все ясно, насколько я понимаю). Исполнение Э. Гилельса мне гораздо ближе. Но каждый исполнитель, естественно, имеет право на свое прочтение, лишь бы оно было, т.с., цельным внутри себя и, в силу этого, убедительным. Просто мне такая трактовка минорных сочинений Моцарта, когда трагедия заменяется элегией, не близко.
И, увы, опять же игнорируются многие повторения в сонатной форме.
Но надо слушать дальше.