Дома!
Это «веселое слово» пока еще знакомо нам.
Итак, долго (почти 6 лет) объезжаемый Париж был, наконец, посещен.
К сожалению, семи дней мало для такого города, тем более, если ездить по окрестностям. Но мы никуда и не ездили, кроме мимолетного визита в Версаль, где увидели только парк. Дворец был закрыт (понедельник), а вернуться мы уже не смогли.
Мы много чего не увидели: Люксембургский сад, Булонский лес, музей Родена, музей Пикассо (он вообще закрыт еще с прошлого года на реконструкцию до ближайшего лета), Сен Сюльпис, не залезли на Эйфелеву башню, не были внутри Пантеона.
Но все же мы посмотрели почти полностью, за два раза, живопись в Лувре, а так же и греков и, менее подробно, египтян, в том числе, знаменитого писца Каи (Древнее Царство).
Или вот этот очаровательный фараон Сенусерт III (Среднее Царство):
Наконец-то я живьем увидел многие полотна Делякруа и Жерико, которые с детства знаю по репродукциям. Это была такая же радость, как и радость увидеть знаменитые (и тоже известные по репродукциям) картины Веласкеса в Прадо.
Музей Орсе выше всех похвал. Удивителен небольшой, но крайне интересный музей французского средневекового искусства Cluny, эти загадочные ковры (шпалеры) с
дамой и единорогом, символизирующие органы чувств и - центральная композиция - "Мое единственное желание".
Знакомству с этим музеем мы обязаны нашему другу Руслану, молодому музыканту, большому другу Бориса Иоффе, специально приехавшему из Фрайбурга, чтобы встретиться с нами. Он фактически был в первые три дня нашим гидом. В юности он провел довольно много времени в Париже и неплохо знает город.
Конечно, Нотр Дам (во время воскресной мессы), Сен Шапель, Триумфальная арка, Дворец Гарнье (Гранд-Опера с росписями Шагала в зрительном зале).
В Гранд-Опера, помимо всего прочего, мы увидели некий стенд с фотографиями мизансцен оперы "Ахматова", поставленной в 2011 году.
Мне показалось это забавным.
Больше времени оказалось уделено музеям, чем самому городу. По городу гуляли, в основном, вечером, когда становилось темно. Погода почти все время была пасмурной, с редкими солнечными часами. Часто накрапывал дождь.
Некоторые мои знакомые говорили мне, что в парижских кафе не хотят обслуживать тех, кто не изъясняется по-французски. Ерунда! Стоит вам только появиться на пороге, как вам говорят “Bon jour!” с чрезвычайной любезностью. Будет хорошо, конечно, если вы в состоянии для начала произнести несколько французских фраз. Потом вполне можно договориться по-английски. Более того, часто, поняв, что перед ними русские, предлагают меню на русском языке. Обслуживают очень быстро и четко.
Отель, в котором мы жили (Anjou Lafayette) - тихий и малонаселенный, расположенный в двух шагах от rue Lafayette, недалеко от Больших бульваров (15 мин. ходьбы от Гранд-Опера) и Монмартра.
Кстати, о Монмартре. Мы заскочили туда ненадолго по пути из Сен Дени, чтобы посмотреть Сакре-Кёр. Эта церковь красива, как извне, так и изнутри, хотя я не склонен считать это «неороманское» сооружение архитектурным шедевром Это нечто подобное кафедральному собору Монако, но тот даже интереснее, так как там есть старые картины и очень красиво подсвеченный орган. Внутри Сакре-Кёр категорически нельзя фотографировать. Когда мой сын сделал снимок, то тут же перед ним вырос огромный охранник-негр и вежливо, но жестко попросил стереть фото. Обычно же в таких случаях просто говорят “No foto”.
Подходы к церкви опутаны цепями нахальных и приставучих негров, которые пытаются всучить прохожим всякие дурацкие сувениры.
Фотографии я сделал, в основном, неудачные. То ли света было мало, то ли еще почему. На фейсбуке открыл
альбом, который, может, еще дополню своими фото или теми, что делал сын.
В последний вечер мы смогли все-таки увидеть (и даже заглянуть внутрь) двух великолепных церквей: St. Eustache и St. Severin.
Обратный путь прошел гладко. Шереметьевский терминал D - Европа, да и только. А когда выходишь из аэроэкспресса на площадь Белорусского вокзала, то с каким наслаждением созерцаешь родные московские лужи! Куда там Елисейским полям.