"Не моцартианская эпоха"

Jul 24, 2012 11:11

Н. Коржавин в "Воспоминаниях" пишет об одном из своих друзей-поэтов (С. Гудзенко):
"Я никогда не считал его приспособленцем, но он слишком верил в мудрость своего легкомыслия и бонвиванства, а они не очень помогали художнику выжить в нашу отнюдь не моцартианскую эпоху"
(Н. Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи: Воспоминания в 2 кн. Кн. 1. - М.: Захаров, 2006. - С. 456).
Что имеет в виду автор под "моцартианской эпохой", которая, если следовать логике текста, располагала к легкомыслию и бонвиванству?
Если имеется в виду 2-я половина XVIII века, то это была, несмотря на напудренные парики, расшитые камзолы, туфли с пряжками и, конечно, Просвещение, жестокая, авантюрная эпоха, вовсе не располагающая к легкомыслию и бонвиванству (или располагающая к ним, как любое время - в силу человеческой природы). Великий знаток античности Винкельман, например, был зарезан разбойниками. Это была эпоха слома и краха социальных систем и, соответственно, мировоззрений. Не случайно, я думаю, появление именно в эту эпоху системной критической философии Канта. И Моцарт, как раз, сильнее, чем кто-либо из его современников, выразил в своей музыке суть эпохи ("Трагический тенор эпохи", - как писала Ахматова про Блока)*.
Что же касается "немоцартианской" (и даже антимоцартианской) сути эстетики XX века, то это отдельный сюжет. Стоит упомянуть лишь о том, что в эту предельно "неорфическую" эпоху Стравинский написал балет "Орфей", одно из самых прекрасных и редких по своей красоте сочинений в музыке XX века.
_____________________________________________________________________________
*Полюсы эпохи у Моцарта в двух последних симфониях: авантюрный роман в духе «Опасных связей» (К. 550) и высокий трактат, а также месса (без пения), мощное Credo (К. 551)

Стравинский, философия, Винкельман, Моцарт_симфонии, Шодерло де Лакло, Моцарт, 18 век, Кант, Блок, 20 век, Коржавин, Ахматова

Previous post Next post
Up