"Что такое с Моцартом? У кого же он действительно получается? В чем секрет Моцарта?", - вопрошал С. Рихтер и сам себе отвечал: "Никакого ответа
( Read more... )
М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)abelApril 6 2012, 08:15:39 UTC
Очень недурно! На вскидку даже можно за Моцарта принять. Но - вскоре (особенно в первой части) начинаешь замечать, т.с., излишнюю регулярность, словно кто-то заколачивает гвозди через равные промежутки времени (прямолинейное отбивание ритма литаврами). Даже во второй части ощущается эта навязчивость ритма. Финал хорош, есть несомненные тематические пересечения с финалом "Юпитера", но до сложности конструкции последнего очень далеко, что даже на слух заметно. Тут и в помине нет того головоломного пятиголосного вертикально подвижного контрапункта, что есть в коде юпитерного финала. Такой полифонический кунштюк (с высоким художественным результатом при этом!) можно потом услышать разве в финале Восьмой симфонии БРУКНЕРА! Ничего похожего в симфонии младшего Гайдна нет. Но финалов симфоний, квартетов, в какой-то мере предвосхищающих финал последней моцартовской симфонии, не так уж мало. Это, например, Третья симфония Йозефа Гайдна, какая-то из симфоний Франца Ксавера Рихтера, финалы в форме фуги у старшего Гайдна и, наконец, финал квартета К. 387 самого Моцарта. Но в целом музыка симфонии очень хороша. С нетерпением жду №31. Спасибо Вам, дорогой Александр!
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)chizhenApril 6 2012, 09:30:53 UTC
Речь же не о том, что Юпитер посложнее (эдак можно еще и с бетховенской Героикой сравнивать, которая еще сложнее), а в том, что без этого опыта М.Гайдна возможноне было бы Юпитера вообще. Эти 5-ть симфоний его исторический фундамент. Недаром же Моцарт собственноручно переписывал для себя №23, да еще, говорят, и исполнял в своем концерте, также, как и №25, которую тоже долго считали моцартовской №37 Кехель К.444 - на самом деле от Моцарта там только вступительное адажио.
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)abelApril 6 2012, 09:38:42 UTC
Не "посложнее", а ГОРАЗДО сложнее (как фактурно, так и эстетически). Про фундамент я все понимаю. Но туда, кроме Михаэля, еще очень много мастеров можно зачислить. (Бетховен, замечу в скобках, значительно сложнее Моцарта фактурно, как текст, но вряд ли сложнее эстетически; по мне, так проще.)
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)chizhenApril 6 2012, 10:17:29 UTC
Кроме Михаэля - не так уж много - таких шикарных оркестровых фуг из симфоний и месс вобще-то немного кто писал. Хассе тут явно поскромнее будет, да и итальянцы тож (разве что сыновья Баха, но они не ивполне классицисты). Послушайте фугу из №23 - очень здорово (правда, я ее слушаю в более лучшем качестве - на диске).
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)chizhenApril 6 2012, 10:30:44 UTC
<<Бетховен, замечу в скобках, значительно сложнее Моцарта фактурно, как текст, но вряд ли сложнее эстетически; по мне, так проще>>/ Не соглашусь - у Бетховена, как и у Баха есть лирические откровения КОСМИЧЕСКОГО масштаба - тот же марш из Героики, как там много всего - вселенский траур... - такое только в хорах Баха услышишь в (в пассионах, мессе и некоторых кантатах).
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)abelApril 6 2012, 11:18:27 UTC
Так и у Моцарта таких откровений немало, что Вы! Та же "Масонская траурная музыка", Реквием, Kyrie в К. 427. А камерная музыка? Например, Адажио из Квинтета К. 516. Да не только. Органные фантазии. Моцарт вообще композитор космический, тут Чичерин прав на 100%. Странно, что Вы этого не слышите. Масштаб, да, у Бетховена шире, ритм другой. Но дело не в масштабе, а во ВНУТРЕННЕЙ сложности, в интенсивности.
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)chizhenApril 6 2012, 12:24:30 UTC
Я нигде не отказывал Моцарту в "космичности" - сочинения перечисленные Вами слышал сотни раз - я просто категорически против того, чтобы Моцарта в чем-то ставили выше Бетховена и Баха он им ровня, хотя и не везде столь сосредоточен и возвышен (иные его духовные сочинения Бах и Бетховен посчитали бы для себя дурным тоном и эпоха и мода тут не при чем - они бы такого просто не писали бы - принципиально). Касательно других буду не столь категоричен.
Re: М. Гайдн - Симфония №28 C-dur, P. 19 (1784)chizhenApril 6 2012, 12:33:57 UTC
Любопытно, что под №39, Р.31 у меня в разных комплектах значатся разные симфонии - выручило наличие фуги в финале (в одной есть, а в другой - не фуга), поэтому выдаю Вам то, что Вы искали. Касательно схожести с Юпитером, то Леонора наверно указала именно эту симфонию из-за ее фундаментальности и мощи, где все части равноправны и финал своей значимостью вовсе не давлеет над всем сочинением, как в №28. http://ifolder.ru/29771991
Но - вскоре (особенно в первой части) начинаешь замечать, т.с., излишнюю регулярность, словно кто-то заколачивает гвозди через равные промежутки времени (прямолинейное отбивание ритма литаврами). Даже во второй части ощущается эта навязчивость ритма.
Финал хорош, есть несомненные тематические пересечения с финалом "Юпитера", но до сложности конструкции последнего очень далеко, что даже на слух заметно. Тут и в помине нет того головоломного пятиголосного вертикально подвижного контрапункта, что есть в коде юпитерного финала. Такой полифонический кунштюк (с высоким художественным результатом при этом!) можно потом услышать разве в финале Восьмой симфонии БРУКНЕРА! Ничего похожего в симфонии младшего Гайдна нет.
Но финалов симфоний, квартетов, в какой-то мере предвосхищающих финал последней моцартовской симфонии, не так уж мало. Это, например, Третья симфония Йозефа Гайдна, какая-то из симфоний Франца Ксавера Рихтера, финалы в форме фуги у старшего Гайдна и, наконец, финал квартета К. 387 самого Моцарта.
Но в целом музыка симфонии очень хороша.
С нетерпением жду №31.
Спасибо Вам, дорогой Александр!
Reply
Эти 5-ть симфоний его исторический фундамент. Недаром же Моцарт собственноручно переписывал для себя №23, да еще, говорят, и исполнял в своем концерте, также, как и №25,
которую тоже долго считали моцартовской №37 Кехель К.444 -
на самом деле от Моцарта там только вступительное адажио.
Reply
Про фундамент я все понимаю. Но туда, кроме Михаэля, еще очень много мастеров можно зачислить.
(Бетховен, замечу в скобках, значительно сложнее Моцарта фактурно, как текст, но вряд ли сложнее эстетически; по мне, так проще.)
Reply
фуг из симфоний и месс вобще-то немного кто писал. Хассе тут явно поскромнее будет, да и итальянцы тож (разве что сыновья Баха, но они не ивполне классицисты). Послушайте фугу из №23 - очень здорово (правда, я ее слушаю в более лучшем качестве - на диске).
Reply
Reply
Не соглашусь - у Бетховена, как и у Баха есть лирические откровения КОСМИЧЕСКОГО масштаба - тот же марш из Героики, как там много всего - вселенский траур... - такое только в хорах Баха услышишь в (в пассионах, мессе и некоторых кантатах).
Reply
Масштаб, да, у Бетховена шире, ритм другой. Но дело не в масштабе, а во ВНУТРЕННЕЙ сложности, в интенсивности.
Reply
против того, чтобы Моцарта в чем-то ставили выше Бетховена и Баха он им ровня, хотя и не везде столь сосредоточен и возвышен (иные его духовные сочинения Бах и Бетховен посчитали бы для себя дурным тоном и эпоха и мода тут не при чем - они бы такого просто не писали бы - принципиально). Касательно других буду не столь категоричен.
Reply
Да и предшествующие части там вполне-вполне... .
Reply
http://ifolder.ru/29771991
Reply
Leave a comment