Dec 11, 2011 19:27
Надо все же отметить день рождения "однофамильца Миши Берлиоза".
Слушал "Ромео и Джультетту" (Ш. Мюнш, Бостонский симф. орк., 1961 г.).
Удивительную ночную сцену Р. Роллан возводил к cis-moll'ному квартету Бетховена, к шестой вариации 4 части, Adagio ma non troppo e semplice, 9/4:
"Это невольно напоминает мне "Ночь любви" из "Ромео", красивейшую страницу Берлиоза. Хотя и ни в коем случае нельзя здесь говорить о подражании, в то же время нельзя не подумать, что Берлиоза вдохновило воспоминание о Бетховене".
(См. Р. Роллан. Последние квартеты Бетховена. - "Музыка", Ленинградское отделение. - 1976. - С. 197; там же приводятся слова самого Берлиоза о том потрясении, которое он испытал, прослушав бетховенский квартет.)
К сожалению, после "Ночи любви" музыка не достигает новых высот. Она становится либо избыточно иллюстративной (сцена в гробнице), либо холодной, рассудочной, формальной (финал).
Р. Роллан,
Булгаков,
Берлиоз,
Бетховен_струнные квартеты,
Бетховен