May 10, 2011 22:23
Исполнение блестящее со стороны оркестра (никогда не слышал столь рельефного выделения оркестровых тембров и таких мощных кульминаций) и вполне приемлемое в части вокала, даже дикция, как правило, отчетлива.
В третьей части, на словах "Это женщины России" etc. вступающие в высоком регистре скрипки создают удивительную иллюзию женского хора.
Вообще же музыка этой симфонии есть линза с огромным увеличением для смысла и значимости в целом весьма слабых стихов Евтушенко. Музыка мощно преодолевает посредственность текста.
Цари, короли, императоры,
Властители всей Земли,
Командовали парадами,
А юмором, а юмором -
Не могли...
Россия - страна парадов. Парад вообще часто возникает в симфониях Шостаковича: финалы 4 и 9 симфоний (с инфернально-шутовским подтекстом, "дурак торжествует"); в начале финала 2-го виолончельного концерта, и даже мрачный, фантасмагорический парад во 2-й части 15-й симфонии.
И страхи. Страхи в России не умерли, увы. Да и сам автор зачеркнул эти слова ("Умирают в России страхи") в конце 15-го квартета, где тема страхов оказывается одной из основных.
Но в 13-й симфонии замечательна трансформация этой призрачной темы в светлую, пасторальную тему финала.
Как в лес зеленый из тюрьмы
Перенесен колодник сонный...
в других сетях,
Шостакович_симфонии,
blogspot,
20 век,
Шостакович_квартеты,
политика,
Шостакович