Флоренция(воскресенье, 27 марта)

Apr 02, 2011 14:26


Пред нами расступались как миражи

Построенные чудом города…

Проснувшись поутру в воскресенье в римской гостинице, мы быстро спустились к табльдоту и съели весьма скудный завтрак (обычный для итальянских отелей; хорошо, что хоть кофе можно пить, сколько угодно).

Вернувшись в номер, мы обнаружили, что в нем есть балкон, откуда открывается вполне заурядный городской пейзаж, который может случиться всюду. В Москве в том числе.





Но надо было быстро собирать шмотки и бежать на вокзал, чтобы ехать во Флоренцию.

Из Рима во Флоренцию поездом можно ехать 4 часа (это обычный поезд класса Regional), можно около 2,5 (какой-то “полускоростной”), но лучше всего “Евростаром” - 1,5 часа без остановок (расстояние около 300 км). “Евростара” Рим - Флоренция нет, нужно садиться либо на миланский, либо на венецианский экспресс.

Где-то в 11-м часу были на вокзале, постояли не очень долго в очереди в кассу и купили билеты на венецианский “Евростар”, идущий с остановками Флоренция - Болонья - Падуя - Местре; билет стоит 45 евро в один конец. В 10.45 стартовали. Я пытался читать “Удольфские тайны” и поглядывал в окно на весенний тосканский пейзаж.

В 12.20 прибыли на флорентийский вокзал Санта Мария Новелла, находящийся рядом с церковью того же названия - одной из главных целей нашего путешествия.

Флоренция… Как я мечтал сюда вернуться! Она мне несколько раз снилась. И вот я снова здесь!


Отель “Бончиани” находится совсем рядом с вокзалом (там мы жили и два года назад), и нас сразу поселили. Окно, к сожалению, выходило не на via Panzani, как в прошлый приезд, а в тесный двор, и взор упирался в какие-то уродливые трубы.  Но нам это было безразлично, так  как тут мы должны были лишь ночевать.

Программа-минимум была такой: посетить Санта Мария Новелла и Санта Кроче с их изумительными фресками, а также галерею Барджело, а в средний день (в понедельник) обязательно съездить в Сиену. Мы прекрасно понимали, что за такой короткий срок увидеть  все интересное в городе невозможно. Я думаю, что Италия недостижима по плотности эстетического пространства, ни одной стране мира и не снилось ничего подобного. Город типа Флоренции или Венеции требует как минимум недели, а лучше двух, - и при этом нужно забыть про отдых.

Первым делом пошли в S. Maria Novella, благо она в двух шагах.




Оказалось, что по воскресеньям церковь открывается только после мессы в час дня. Был уже второй час, но в церковь не пускали: там заканчивались какие-то съемки (у входа стояли фургоны итальянского телевидения RAI). Наконец, что-то около половины второго или даже позже, туристов стали пускать, и мы оказались внутри святилища.

Самое сильное впечатление на меня произвели фрески Гирландайо (житие Марии), и еще рядом справа - Филипино Липпи. Удивительно и распятие Мазаччо.

Смотря на Гирландайо, я вдруг остро почувствовал парадокс великой живописи - от ее произведений нельзя отойти, но, прикованные к эмпирическому времени, мы не можем не отойти. Тогда нужно все время возвращаться, нужно тут жить и ходить сюда сотни раз, стоять, стоять, пытаясь войти в эти творения. Снимать в церкви строжайше запрещено.

Мы все искали фрески Андреа Бонаиуто, о которых подробно написано у Рескина. Оказалось, что они находятся не в самой церкви, а в так называемой Испанской Капелле, и там отдельный вход и свой билет. Она уже была закрыта, но мы побываем там во вторник.

Выйдя из церкви, мы пообедали в ресторане на площади и пошли по направлению к S. Croce. Через небольшое время вышли на площадь Синьории и решили пойти в музей Palazzo Vecchio. Очень интересный музей, и кое-что мне удалось там сфотографировать, хотя самый замечательный Зал Лилий в кадр почему-то не попал.
















(Все это  я пытался снимать в Большом Зале, но цвет, увы, сильно искажен.)

Замечательный портрет работы Бронзино (модель - Лаура Баттифиерри):




Еще один портрет работы Бронзино:




Замечательные детали фресок:








Когда вышли из Palazzo Vecchio, то уже темнело. Мы поняли, что вряд ли сегодня попадем в Санта Кроче. Действительно, церковь была открыта, шла служба, но осматривать фрески (среди которых работы Джотто) было уже нельзя. Погода начала портиться, наползали тучи, пошел слабый дождик.





И только теперь направились мы к Duomo, к невероятной Santa Maria del Fiore.

Сначала нашему взору открылась колокольня Джотто:




А потом на нас надвинулась и вся громада.





Конечно, это совершенно фантастическое сооружение. Охватить ее так, чтобы всю взять в кадр, невозможно. Затиснутая в маленькую площадь, церковь кажется чудовищно огромной, подавляет чуть ли не буквально - вот-вот обрушиться на тебя. Кафедральный собор Севильи - самый большой готический собор мира, но он находится в окружении нескольких площадей и широкого проспекта. К тому же он как бы рассосредоточен, настолько велик, что не воспринимается как нечто цельное и не кажется гигантским извне. Кроме того, взор почти целиком захвачен Хиральдой, она - явная архитектурная доминанта этого места. Здесь же, во Флоренции, Duomo мгновенно схватывается взором (но не объективом фотоаппарата) и кажется невероятно огромным. Во второй раз впечатление было даже более сильным, чем в первый. Я услышал, как две немолодые француженки, выйдя к собору, проговорили в ошеломлении: “Magnifique! Superbe!”. Да уж - и манифик, и сюперб.

На этом наш первый флорентийский день почти закончился. Мы недолго еще посидели в кафе за абсидой собора, поговорили с сидевшей рядом очень милой молодой парой из Петербурга, которые приехали на 6 дней и все их решили посвятить Флоренции. И, не торопясь, побрели в отель. Шел мелкий дождик.




***********

Слушал сейчас опять Секстет Чайковского. Изумительное сочинение! “Какой Meisterwerk”, - восклицал С. Рихтер.  На мой взгляд, это выше и Брамса, и Франка, и Брукнера; и, безусловно, лучшее его камерное сочинение. И какая-то в нем отчаянность, безумная жажда жизни, обреченность вместе с этим и ностальгия.

То было раннею весной,

Среди берез то было…

Севилья, Чайковский_камерная музыка, Испания, Рим, Танеев, Арс. Тарковский, Шуман, путешествия, публикации, Чайковский, Италия, Флоренция

Previous post Next post
Up