Бесспорно, одна из лучших его симфоний. И я, в сущности, ее почти не знаю. Но помню, что в юности она произвела на меня сильное впечатление.
Adagio - одно из музыкальных чудес. "Душа с телом расстается", как говорила моя мама, слушая такую музыку.
Печальный хорал духовых в конце финала перенесен почти без изменений в коду 1-й части Девятой симфонии. И тут, как и в Девятой, поднимается могучий протест против смерти и страдания, но в последней симфонии он не достигает мажорых вершин.
Денисов:
"На хороших композиторов никогда не бывает моды. Мода всегда бывает только на второстепенных композиторов. Ни на Моцарта, ни на Шуберта, ни на Брамса никогда не было моды. Одно из доказательств посредственности (и второстепенности) Брукнера - мода последних лет на его музыку (причем, он остается скучным даже для тех, кто им "увлекается").
Неизвестный Денисов, стр. 94.
Не слишком ли много брал на себя этот гений постсоветской музыки? Для меня Брукнер никогда не был скучным. Другое дело, что я не всегда готов воспринять его музыку. Но это может быть с любым композитором, даже с Моцартом.
Нет, прав был Пушкин, когда писал, что "глупость порицания не так заметна, как глупость похвалы".