Прихожу в себя после рабочей недели (особенно после жуткой пятницы).
Слушал два фортепианных концерта: 26-й Моцарта (опять М. Перайя) и 4-й Бетховена (К. Аррау/Б. Хайтинк). С одного приснопамятного вечера в РГГУ эти концерты часто ходят у меня парой.
В К. 537 отдаю предпочтение М. Перайе перед Г. Андой (два лучших исполнения среди тех, что мне известны). Но какое колдовское сочинение! Вдруг по-новому мне открылось. Но все-таки до сих пор не избыто то сильнейшее впечатление, когда я в молодости сам коряво играл этот концерт: долго не мог купить запись. Впервые только в комплекте пластинок избранных концертов с Р. Казадезюсом и Дж. Сэллом, но это исполнение тогда меня страшно разочаровало. Ничего общего с той магической картиной, которая рисовалась мне, когда я сам играл.
Что до 58-го бетховенского опуса, то тут, как говорится, I have no words. Я думаю, что это лучший, самый глубокий, тонкий и сложный бетховенский инструментальный концерт. И совершенно новое слово: хотя бы потому, что это первый фортепианный (клавирный) концерт, который начинает солист (глубокоуважаемая
cleofide не даст соврать). И как начинает! Но не только поэтому, разумеется.
Вообще же меня всегда поражало одно обстоятельство: если перечислить бетховенские опусы с 53-го (21-я соната) по 74-й (10-й квартет), то это какой-то невероятный взрыв творческого гения! Р. Роллан писал: "В чаще шедевров рождается первая "Леонора". Воистину: чаща!
Красуется картинка на рабочем столе и радует:
(не забудьте увеличить!)