23 декабря в Тбилиси прошел съезд "Единого национального движения" (ЕНД), собравший около 1300 делегатов. В свете недавнего поражения партии на парламентских выборах на мероприятии были озвучены вопросы реорганизации ЕНД, что говорит о готовности и желании руководства партии бороться за лидерство в стране. Здесь в первые ряды выходят те мотивы, которые ранее находились в тени внутренней политики Грузии.
Как заявил генеральный секретарь ЕНД Вано Мерабишвили: «Мы должны ответить на вопросы... как произошло, что партия, которая победила коррупцию, увеличила в десятки раз пенсии, построила государственность, получила меньшинство в парламенте... Опираясь на ответы на эти вопросы, мы должны создать новую партию и начать диалог». По словам представителей ЕНД, партия намерена участвовать в муниципальных выборах, а также взять реванш на следующих парламентских выборах. Не менее важным является и то, с какой программой представитель «Единого национального движения» пойдет на президентские выборы, которые должны состоятся в следующем году.
Полномочия действующего президента Михаила Саакашвили заканчиваются в январе 2013 года, когда пройдет пять лет после его избрания (5 января 2008 года). Выступая перед коллегами, Саакашвили отметил: «Наши главные сражения еще впереди. Эта борьба на самом деле не завершена... Естественно, нокдаун не является приятным состоянием, но это не последний раунд».
Знаковым в этом плане является мусульманский мотив выступления президента. Напомню, что в начале декабря «Союз мусульман Грузии» (СМГ)
обратился к нации с призывом о помощи. В заявлении СМГ говорилось: «Проявление крайней нетерпимости к грузинским мусульманам приняло характер тенденции. Часть православного населения села Цинцкаро незаконно и агрессивно требует прекратить пятничные молитвы мусульман и отказаться от строительства мечети. В адрес мусульман постоянно звучат угрозы и оскорбления. Часть православного населения Цинцкаро угрожает кровопролитием мирным мусульманам. Они заявляют, что любой ценой готовы помешать пятничным молитвам и убрать мечеть».
Касаясь этого вопроса, президент Грузии отметил: «Я христианин и каждый день молюсь нашему Господу (в соответствии с традициями христианства - А. Н.). Однако я бы никогда не стал ограничивать права мусульман в Грузии». Далее Саакашвили отметил, что его страна исторически, включая и период его президентства, являла собой пример толерантности к различным религиям. «Так будет и далее» - заявил президент.
Еще ранее по поводу заявления СМГ высказался премьер-министр страны, лидер победившей на парламентских выборах коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили: «Хочу подчеркнуть, что подобное чуждо нашему народу. На протяжении веков вместе с православными здесь мирно жили представители разных религий. Считаю, что участившиеся случаи противостояния на религиозной почве носят признаки провокации…Как премьер-министр этой страны, я беру на себя ответственность и обещаю гражданам нашей страны, к какой бы конфессии они ни принадлежали».
Интересным также является заявление Саакашвили во время его рабочего визита в Польшу, когда президент напомнил про идею объединения грузинских мусульман во всем мире. По самым приблизительным оценкам численности грузин-мусульман, проживающих за пределами Грузии, составляет более 1 млн. человек. Как отметил Саакашвили, нельзя терять связь с теми, кто сохраняет свою грузинскую идентичность и связь с Грузией.
В самой Грузии помимо грузин-мусульман, численность которых по разным оценкам достигает 100 тыс. человек, проживает многочисленная азербайджанская община (около 300 тыс. человек). Всего по официальным данным мусульмане составляют 10-12% от общей численности населения. Поэтому в условиях накаляющейся политической борьбы в стране все более отчетливо прослеживается мусульманский мотив грузинской политики.