На днях я прочитал очень интересную статью в журнале
The Economist. Статья затрагивает очень актуальные вопросы глобального рынка интернет-услуг, отмечая негативные аспекты монополизации четырмя крупнейшими компаниями Google, Apple, Amazon и Facebook рынка онлайн сервисов. Перевод этой статьи решил выложить у себя в блоге.
Озабоченность по поводу влияния интернет-гигантов растет. Однако антимонопольные службы должны быть осторожны.
Четыре гиганта интернета - Google, Apple, Facebook и Amazon являются уникальными в своем роде. Никогда еще мир не видел компании, растущие так быстро или запустившие свои щупальца так далеко.
Apple стал гигантом капитализма, занимая 4,3% S&P 500 (фондовый индекс, в корзину которого включено 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию) и 1,1% глобального рынка фондовых бумаг. Около 425млн. людей пользуются интернет-магазина Itunes. Google является бесспорным мировым лидером в области поисковых технологий и онлайн-рекламы. Его программное обеспечение Android используют три четверти продаваемых смартфонов. Amazon доминирует в онлайн-розничной торговле и рынке электронных книг во многих странах; менее известна его «закулисная» власть в области обработки данных. Что касается Facebook, то если бы весь миллиард пользователей социальной сети жили в одной стране, то эта страна занимала бы треть мира.
Цифровая революция этих гигантов принесла огромную пользу потребителям и предприятиям, а также содействовала свободе слова и распространению демократии. Однако наряду с восхищением, они также заставляют ощущать чувство страха. Их мощь может быть использована, чтобы задушить конкуренцию. Именно поэтому они привлекают пристальное внимание со стороны регулирующих органов.
Google более остальных находится под угрозой. Как Европейская комиссия, так и Американская федеральная торговая комиссия (FTC) утверждают, что компания чрезмерно манипулирует результатами поиска в свою пользу. Кроме того, компания обвиняется в ряде других преступлений, в том числе в использовании патентов, чтобы загнать в угол конкуренцию на рынке смартфонов. Регулирующие органы хотят, чтобы Google, который отрицает все обвинения, изменил практику ведения своей деятельности. Если переговоры провалятся, они все еще будут продолжаться, погрязнув в дорогостоящем судебном бою по обе стороны Атлантики. Это может стать определяющей антимонопольной битвой в эпоху Интернета, сравнимая с эпической борьбой Microsoft десять лет назад по комплектации своего веб-браузера с операционной системой.
Почему размер имеет значение
Три тенденции тревожат тех, кто думает, что цифровые гиганты становятся слишком мощными. Во-первых, угроза захвата всех рынки в Интернете. Несмотря на то, что Microsoft вложил деньги в его конкурентную поисковой систему Bing, на долю Google по-прежнему приходится более двух третей поисков, проведенных в Америке и около 90% - на некоторых европейских рынках. Facebook тоже имеет квази-монополии в социальной сети. Конкуренты опасаются, что Большая четверка будет использовать свое доминирующее положение в пользу своего основного бизнеса, чтобы получить несправедливое преимущество в других областях. Это и есть тот заряд, который лежит в основе антимонопольного дела в отношении Google.
Во-вторых, гиганты хотят получить потребителей «подцепленных» на своих «платформах» - онлайн-сервисах и приложениях, которые работают на смартфонах и планшетных компьютерах. Эти платформы могут быть очень привлекательными. Apple делает большие деньги, потому что iPhone, по сути, стал пультом дистанционного управления в цифровой жизни многих людей. Но есть опасения, что компании Apple и его коллеги создают «золотую клетку», которая затруднит перемещение данных пользователей из одной платформы на другую.
Третья проблема - это чудовищная привычка интернета поглощать перспективные компании прежде, чем они станут угрозой. Amazon, привлекший $ 3 млрд за счет выпуска облигаций на этой неделе, поглотил такую фирму, как Zappos - интернет-магазин обуви, желавшего конкурировать с ним. Facebook и Google добились еще больших приобретений (таких как Instagram и AdMob), некоторые из которых привлекли пристальное внимание регулирующих органов.
До недавнего времени службы по защите прав потребителей концентрировали свою деятельность на точечных ударах. Например, в таких областях, как поиск в Интернете и рынок электронных книг (здесь Apple находится под следствием по обвинению в карательной политике по отношению к некоторым издательствам). В основном эти службы следили за незамедлительным исполнением расчетов по договорным обязательствам, которые ограничивают неблагонадежное поведение.
Однако некоторые критики считают, что этого недостаточно. Компании Google было предложено разделиться на два независимые фирмы, отделив свой поисковый бизнес от других видов деятельности. Tim Wu, профессор Колумбийской юридической школы и консультант FTC, даже утверждал, что в интересах развития конкуренции, большие «информационные монополии», такие как Apple, и Google должны быть вынуждены выбирать между провайдерами цифрового контента, производителей оборудования или информации дистрибьюторов.
Опасность заключается еще и в том, что такая корпоративная война принесет больше вреда, чем пользы. Тот факт, что люди отдают предпочтение продуктам крупных веб-фирм, предполагает, что потребители вполне готовы быть постоянными клиентами этих компаний с учетом легкости, удобства и простоты в использовании их продуктов. И если они не хотят менять поставщиков, стоимость резко упадет. И на этот раз, вместо того, чтобы там быть одним доминирующим игроком (как Microsoft был некоторое время), идет война всех против всех.
Смартфоны на базе операционной системы Android от Google пришли из ниоткуда, чтобы доминировать на рынке, затмевая iPhone от Apple. Планшетник Amazon Kindle идет один-в-один с iPad. В социальной сети Google+ борется с Facebook. И Facebook и Apple, наряду с Microsoft, в настоящее время имеют виды на доминирование Google в поиске. Мелкие фирмы, такие как Twitter также стремятся вступить в ряды гигантов, но получают отпор.
Действительно, мир технологий меняется так быстро, что напоминает комментарий Йозефа Шумпетера о "вечной буре творческого разрушения", которая проходит через экономику как инновационный «повстанец», укрепившийся у власти. Проблемы Microsoft с антимонопольными службами теперь кажутся менее важными, чем тот факт, что этот гигантский кальмар не смог почувствовать, что коммерческая действительность уже пошла против него. Четыре большие рыбины (Google, Apple, Amazon и Facebook) за свое высокомерие также нажили себе много врагов. И если они действительно хотят сохранить кредит доверия, они не должны позволять своим успехам садиться на голову.