Размещаю вам перевод статьи, посвященной проекту Salamworld, которая была опубликована на
Bloomberg Businessweek позавчера. Хоть не со всеми высказываниями в этой статье я соглашусь, но, тем не менее, есть и интересные мысли.
Bloomberg Business Technology
Salamworld - социальная сеть для «базовых мусульманских ценностей»
Facebook набрал 1 млрд. последователей по всему миру, являясь всем для всех. Почти каждый может добавлять и искать людей и группы, которые им известны (или хотят узнать). Это обильный, а иногда и до хрипоты онлайн - ресурс, но тем не менее никто от него не отказывается. Сработает ли такой же сценарий с базой пользователей, которые разделяют общую идентичность и которые в некоторой степени более заинтересованы в определении культурных границ, нежели их размывании?
Абдул-Вахед Ниязов, председатель Salamworld, считает, что сработает. Его компания, с главным офисом в Стамбуле, нацелена запустить, как они надеются, следующую глобальную социальную сеть - Facebook, основанный, как он говорит «на базовых мусульманских ценностях». Учредители Salamworld, бизнесмены из Турции, Росси и Центральной Азии и профессиональные представители СМИ, говорят, что разработка сайта вызвана отсутствием онлайн среды, которая способствует развитию исламского сообщества, нежели западного индивидуализма. Другие сайты содержат контент, который является нежелательным для большинства мусульман, говорит он.
«Сейчас в Facebook зарегистрировано 250 млн. мусульман, потому что нет Халяльной (отвечающей исламским ценностям) альтернативы», - говорит Абдул-Вахед, который также является президентом Исламского Культурного Центра. «Мы создали виртуальную модель общества в атмосфере мира… и халяльную альтернативу, которая отвечает нуждам и требованиям современного мусульманина».
В прошлом месяце сеть Salamworld была открыта бета-версия сайта, с амбициозными планами запуститься в 17 странах до ноябре. Помимо фотографий и постов, известных пользователям с других сайтов, Salamworld планирует ввести такие опции, как консультации имамов, библиотека электронных книг по исламскому наследию, городские путеводители с информацией по исламским центрам и халяльным ресторанам, а также мусульманскую социальную сеть.
Медийные проекты, ориентированные на мусульман, не обладают славной историей. Финский Muxlim.com, запущенный в 2006 году, закрылся в начале этого года из-за накопившихся убытков. Другие, такие как AlWahy.com также не вытянули себя. В 2010 году Братья Мусульмане, ныне самая влиятельная политическая партия Египта, представили Ikhwanbook.com, но вскоре закрылись. «Усилия, направленные на предоставление параллельной мусульманской платформы, зачастую терпят фиаско из-за отсутствия рынка,» - говорит Далия Моджахед, исполнительный директор Центра Мусульманских исследований Gullup. «Мусульмане как никто другой должны приобщиться к социальным сетям, чтобы выйти на связь с остальным миром, чтобы расширить границы. Создание уникальной платформы для отдельной группы людей подрывает медийную власть».
ОфисыSalamworld находятся в 12 странах, и ее создатели говорят, что они уже обеспечили финансированием работу проекта на ближайшие три года на средства независимых бизнесменов из России и Центральной Азии. Целью компании является привлечение 50 млн. пользователей в течение трех лет. Явуз Курт, спикер Salamworld, говорит, что сайт станет золотым рудником для рекламщиков. «Мы - огромная часть населения», говорит он. Триста миллионов мусульманских пользователей интернета - это большой рынок, и у нас имеется большое экономическое и социальное присутствие в Азии, Африке, везде».
Компания нацелена генерировать доходы за счет модели, основанной на рекламе, похожей на другие социальные сети, и планирует начать продажу вещей и других халяльных продуктов на сайте со следующего года. Аналитики Halalfire, занимающейся исследованием рынка, оценивают глобальный объем рынка халяльных товаров и услуг в 1 трлн.$, где основная часть приходится на финансовую и продовольственную сферы.
Зейд Мохтар, партнер в Ideavelopers, 50 млн. $ фонда венчурных инвестиций, базирующихся в Каире, говорит, что в то время как попытка создать конкурента Facebook, такого как Salamworld, хотя и является хорошей идеей, но тем не менее, она не сможет заменить Facebook. «Facebook не противоречит исламу, а потому не встает вопрос по текущему продукту»,- говорит он. Salamworld «сможет достичь большего успеха, грамотно инвестируя в приложения. Просто социальная сеть не нужна».
Salamworld также должен будет приспосабливаться к группе пользователей, которые вряд ли всегда будут согласны с тем, что принимать за приемлемый контент. «Мы все еще работаем над вопросами правил наших сообществ и дискутируем над такими вопросами, как например, позволить ли пользователям размещать фотографии женщин в бикини», - говорит Курт. Компания заявляет, что у нее будет строгий процесс фильтрации, который станет наверное более важным, когда речь зайдет о вопросах религиозного и политического контента, говорит Шади Хамид, директор исследовательского центра Brookings Doha. «Арабский мусульманский мир и не арабский мусульманский мир очень разделены», - говорит он. «Мы говорим о двух разных мирах». Курт заявляет, что сайт не обязательно будет подвергать цензуре мнения, но обязательства по поводу правил цензуры придется учитывать. «Мы все еще в стадии бета-версии», - говорит он. «Мы увидим, что будет происходить дальше, но к счастью, существует единственный базис у проекта- это Коран».
В конечном счете, Salamworld необходимо найти правильный баланс, чтобы суметь избежать отчуждения пользователей и привлечь новых. «Мир социальных сетей уже перенасыщен различными платформами», - говорит Султан Сауд Аль-Кассеми, комментатор и инвестор из Дубая. «Если они не дадут пользовтелям то, что им нужно, то пользователи просто не уйдут из Facebook и Twitter. Лично я доволен тем, что есть».
В нижней части говорится, что потенциальный рынок Salamworld составляет 300 млн. пользователей, но установление правил контента и генерирование прибыли будет непростой задачей.