10 июля Верховный суд России поддержал запрет Ставропольского окружного суда относительно ношения хиджаба в школах. Таким образом была отклонена апелляция адвоката Мурада Мусаева, который представлял интерес местных мусульман.
В принципе, у меня на этот счет сложилось двоякое представление. С одной стороны, запрет на ношение хиджаба не касается национальных республик с мусульманским населением, что в принципе было бы неуместным. Иными словами этот запрет не носит общефедеральный характер, что, наверное, несколько сглаживает остроту вопроса. С другой стороны, для меня все еще не понятна причина столь враждебного отношения к хиджабу, и чтобы хоть немного разобраться я постараюсь поразмыслить относительно формулировки причины запрета, не обходя стороной региональный аспект - Ставропольский край.
Как хиджаб украсил улицы британской столицы... Суд обосновал свое решение тем, что в России закреплен светский характер образования, а свобода религии не может быть тождественна праву носить религиозную атрибутику. На самом деле суть здесь несколько в другом. Само понимание светскость - оно несложное, хотя нам пытаются внушить обратное. А делается это для того, чтобы подобной "сложностью" оправдать всякого рода запреты, либо не совсем логичные действия сверху. На самом же деле светскость - это реализация двух базовых принципов, которые были впервые обозначены Великой французской революцией в 1789 г. Первый - свобода совести, и второй - свобода выражения своей веры или неверия. Один принцип без другого не может существовать, а их применение с точки зрения государства и называется светскостью. С данной общепринятой точки зрения запрет, вынесенный окружным судом Ставрополя и поддержанный Верховным судом России, является нарушением принципов светскости государства, принципа, заложенного в Конституции государства - основного закона страны. И здесь чтобы понять с точки зрения логики природу решения российского суда о запрете хиджаба надо смотреть несколько шире правовых рамок.
Позиция православного священнослужителя относительно хиджаба Возникает резонный вопрос, для чего суду односторонне трактовать принципы светскости? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, в каких условиях решение о запрете хиджаба принималось. Первым, что вспоминается - это многочисленные репортажи по центральному телевидению, "изобличающие" угрозу со стороны хиджаба в Ставрополье. Причем, сюжеты подобных передач причудливым образом сочетали в себе внешние угрозы национальной безопасности (то ли со стороны Запада, то ли со стороны Востока) и бытовую жизнь мусульман Юга нашей страны с ее плюсами и минусами. А чтобы этот информационный ёрш воспринимался целевой аудиторией, авторы использовали ставший сегодня уже универсальным козырь - русский вопрос. Получалось, что телезритель сперва видел школьницу в хиджабе, а затем надпись на воротах "дом продается" и комментарий журналиста - русские уезжают из Ставрополя.
И несмотря на то, что неангажированные эксперты уверяли, что причина уезда жителей Ставрополья имеет больше экономическую обусловленность, что уезжают не только русские, но и представители других национальностей, что Ставрополь и русский и как минимум ногайский (Ногайская степь - географическое название территории расселения мусульманского народа - ногайцев, которая охватывает часть Ставропольского Края, Дагестана и Чечни), что хиджаб, несмотря на иностранное название, это атрибут национальной одежды тех же ногайцев - все равно враждебный посыл с экранов ТВ был направлен в широкие массы, и суд в данном случае, став пленником этой ситуации, пошел на поводу.
Первая в Европе мэр, которая носит хиджаб Я уже писал ранее, что хиджаб - это одежда, соответствующая нормам Шариата. Не обтягивающая, длинная, не вызывающая. В Западном мире под хиджабом понимают мусульманский платок, покрывающий голову женщины. Во всех традиционных российских обществах (русском, еврейском, татарском и т.д.) он есть, но носит разное наименование. Традиционно считалось, что женщина без платка - "опростоволосилась". Было неприличным ходить без платка, и даже в советское время в традиционных обществах женщины носили соответствующий головной убор.
Пока не известно, будет ли адвокат Мурад Мусаев идти дальше и обращаться в вышестоящие инстанции, включая международные. Наверное, будет. И я искренне надеюсь, что глас здравого смысла одержит победу. Будущее России должно строиться на традиционных, выработанных столетиями, основах.
Хиджаб - угроза среднему образованию в России?