4 июля египетские военные взяли под стражу президента Мохаммеда Мурси. За этой новостью стало известно о распоряжении арестовать главу общественно-политического движения «Братья-мусульмане» Мохаммеда Бади и еще около трехсот его сторонников. В это же день присягу в качестве временного главы государства привес председатель Конституционного суда Египта Адли Мансур, который возглавит государство до выборов нового президента. Казалось бы, произошел "гладкий" военный переворот. Однако от того как дальше будут развиваться события в стране, будет зависеть судьба всего региона Большого Ближнего Востока.
События в Египте последних двух дней действительно развивались неимоверно быстро. В этом плане революция 2011 года была более долгой и кровавой борьбой египетского народа за свою свободу. Однако не только это различает 2011 год от текущего. На этот раз Египет очень четко разделился на два больших лагеря: сторонников Мурси (кстати, первого президента страны, избранного в результате демократических выборов) и противников.
Сразу оговорюсь, сложно судить о произошедшем однозначно. Единственно, необходимо отметить адекватную работу полицейских, которые сделали все возможное, чтобы не допустить столкновения двух митингующих сторон, которое грозило перерасти в кровавую и бескомпромиссную бойню. Полиция держалась нейтрально, отстаивая интересы всего египетского народа. Что же касается самой сути политического коллапса, то тут без предыстории не обойтись.
Мурси пришел к власти в результате президентских выборов в июне прошлого года, победив представителей от либеральной стороны. Сложно переоценить эффект, который эта новость оказала на мусульманские общины по всему миру. Еще совсем недавно «братья-мусульмане» находились под тяжелейшим прессингом государственной машины (отношения между движением и военным руководством на протяжении всего XX века строились очень непросто), а теперь они стали главной движущей политической силой, став большинством в Парламенте и продвинув своего кандидата в президенты. Этот головокружительный успех заставил говорить многих о новой странице в истории Египта, пророчили путь эрдогановской Турции. Мировое мусульманское сообщество связывало большие надежды с этими событиями, и они как-будто оправдывались...
Среди первоочередных целей своих реформ Мурси отметил ограничение власти военных, развитие энергетического сектора, обеспечение безопасности граждан, решение проблем дорожного движения и инфраструктуры, а также обеспечение самым необходимым продовольствием (особенно бедные слои населения). Однако, как оказалось далее, ни одну из поставленных задач ему и его команде так и не удалось осуществить.
Взять, к примеру, отношения с военным истеблишментом. Да, Мурси настоял на отмене военного положения в стране, которое длилось несколько десятилетий и предоставляло египетским генералам определенные свободы в действиях и существенные привилегии в жизни. Кроме того, он сменил руководство армии: был отправлен в отставку министр обороны страны Хусейн Тантави, а новым назначен «свой» генерал - Абдель Фаттах аль-Сиси. Однако уже через год аль-Сиси сыграл ключевую роль в свержении Мурси, что говорит о половинчатости предпринятой в 2012 г. попытке «усмирить» военные круги и подчинить их исполнительной власти. Полагаю, что не последнюю роль в обострении взаимоотношений между военными кругами и президентом стала ошибка последнего в ближневосточном вопросе: Мурси выступил за вмешательство в конфликт в Сирии и создание над ней бесполетной зоны. Тогда армия напомнила Мурси о том, что ее главная роль заключается в защите границ государства, а через несколько дней сам аль-Сиси выступил с заявлением, что военные не допустят, чтобы Египет оказался втянут в пучину кровавого вооруженного конфликта, гражданской войны и конфессиональных распрей.
К сожалению, неудачной была и внутренняя политика президента и его команды, а если говорить точнее - она почти отсутствовала. Мурси действительно достаточно долгое время пользовался большой популярностью среди широких слоев общества. Об этом, в частности, свидетельствует тот немаловажный факт, что его не совсем популярные действия, направленные на внесение изменений в Конституцию страны, тем не менее, гарантировали ему 60% поддержку местного населения. Это позволило журналу Time назвать Мурси самым влиятельным политиком на Ближнем Востоке.
Однако эти яркие краски скрывали вполне конкретные проблемы. Не были решены фундаментальные вопросы социально-экономического характера. Постоянные проблемы с продовольствием и экономический спад настроил против правящих «братьев-мусульман» значительные слои горожан которых вывели на улицы либеральные круги, а также на удивление активная и «заряженная» египетская молодежь.
Сказалось еще несколько немаловажных факторов, которые, я полагаю, нужно вкратце отметить. Во-первых, это отсутствие харизмы Мурси, как лидера нации. Это не позволило ему объединить все слои общества, объединить страну вокруг единой цели. Во-вторых, окружение президента и его команда, откровенно говоря, была слабой. Она не прошла испытание властью. В третьих, Мурси пришел в определенном смысле во «вражескую среду» политического истеблишмента страны. Многие из так называемых лояльных политических кругов изначально были враждебно настроены по отношению и к Мурси, и к «братьям-мусульманам». Мурси не смог установить сотрудничество с элитой страны. И, в-четвертых, внешнее влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Не секрет, что про-исламский лидер такой страны как Египет был словно бельмо на глазу международных политических кругов. Сюда же можно отнести региональные группы интересов, которые не готовы были видеть Египет сильным и самостоятельным государством.
Вкупе, все это стало причиной кризиса власти Мохаммеда Мурси и его отстранения. На данный момент сложно судить, как будут развиваться события в стране. Так или иначе, можно выделить два крайних сценария для Египта: захват власти военной хунтой и гражданская война. На мой взгляд, оба эти сценария египетскому народу удастся избежать. Социальная активность граждан, их решительность не позволит военщине захватить власть. Что касается перспектив гражданской войны, то здесь не все так однозначно. Как я уже указывал ранее, значительная часть населения страны, если не большинство, так или иначе поддерживают «братьев-мусульман», становящихся в эти дни мишенью политических гонений. Важно отметить, что эта часть египетского общества не столь активна в плане гражданских инициатив, как, например, городское население крупных мегаполисов. Тем не менее, это решительные люди, которые в некотором смысле стоят на перепутье.
Многое будет зависеть от того, как поведут себя сторонники «братьев» и их оппоненты. И сегодня достаточно отчетливо понимается, что возможность дестабилизации Египта в силу его геополитического, цивилизационного значения - серьезная угроза всему региону Большого Ближнего Востока. Сложно будет переоценить масштаб последствий подобного развития событий. Поэтому не смотря на то, что Мурси «ушли», мы просим Всевышнего, чтобы он сохранил мир на египетской земле и даровал ее народу внутреннее согласие.
Годовщина Мурси: противостояние не утихает