Похоже, что глобальный геополитический вектор медленно, но уверено смещается на Восток, а Запад теряет свои позиции мирового гегемона в международных делах. С одной стороны, вызванный финансово-экономическим кризисом крах панъевропейской интеграции поставил под большой знак вопроса будущее самого Европейского Союза (по крайней мере, в нынешних его границах). С другой - перспектива стать членом европейского «клуба избранных» уже не столь привлекательна. По крайней мере, альтруистический туман, навеянный европоцентристским забвением, постепенно развевается, и перед возрождающимися державами открывается реальный мир.
Одной из главных новостей в этой связи стало заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в телевизионном интервью о том, что его страна обратится к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с просьбой о вступлении в эту организацию.
Напомню, что ШОС был создан в 2001 году. В состав организации вошли Россия, центральноазиатские республики (за исключением Туркменистана) и Китай. Наблюдателями в ШОС являются Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Что касается Турции, то эта страна в 2012 году стала партнером ШОС, и похоже, что на этом не намерена останавливаться. Как цитирует слова премьер-министра Турции французское издание La Tribune: «Настало время повернуться спиной к Европейскому союзу. Если просьба Турции будет принята, то мы скажем ЕС «до свидания» ".
Анкара свыше 50 лет стремилась стать часть Евросоюза (ранее ЕЭС). Однако сегодня ситуация меняется кардинальным образом, что в значительной степени вызвано экономическими предпосылками. Согласно данным Всемирного банка, экономика Турции сейчас переживает этап бурного роста: в период с 2009 по 2011 год в экономике страны произошел резкий скачок от 614,6 миллиардов долларов до 775 миллиардов. Если же говорить о том месте, которое страна занимает в мировой инфраструктуре, то можно вспомнить, что за пять лет с 2006 по 2011 год пассажирооборот международного аэропорта имени Ататюрка в Стамбуле вырос более чем вдвое. Только за прошлый год число пассажиров, чей маршрут включает в себя посадку в Стамбуле, увеличилось на 20%, сделав аэропорт имени Ататюрка шестым по загруженности в Европе.
В свете этого смещения национальных интересов Турции на Восток выглядит логичным и обоснованным. И не смотря на то, что ШОС является достаточно молодой организацией, которой предстоит выработать подходы к реализации развернутого сотрудничества ее членов, перспективы полноценного выхода на евразийский рынок на льготных условиях становятся следующим шагом к расширению региональной мощи этой державы и реализации ее "стратегической глубины".
Читайте также:
Новые горизонты Стамбула Европейский сепаратизм. XXI век и историческая ретроспектива Европа и Евразия: каким будет завтра?