Новая формирующаяся ось Ближнего Востока

Feb 07, 2013 03:03

Во вторник президент Ирана Махмуд Ахмадинежад посетил Каир для участия на заседании лидеров стран Организации исламского сотрудничества. Это было по-настоящему историческим событием. Впервые после Исламской революции в Иране лидер страны вступил на египетскую землю: в далеком 1979 г. отношения между Каиром и Тегераном резко ухудшились и такое положение вещей сохранялось вплоть до июня 2012 г., когда к власти в Египте пришел Мухаммед Мурси.




Геополитические процессы в регионе Большого Ближнего Востока находятся в непрерывном движении. Арабская весна подняла наружу многие социально-экономические, социокультурные, политические, этно-конфессиональные проблемы, которые до этого "дремали" под очень чувствительным цензом авторитарных систем. Соответственно, нерешенные проблемы копились, гипертрофируясь в нечто грозное и масштабное.

В этих условиях к власти в ряде арабских стран приходят исламские общественно-политические движения, со своими программами и видением будущего региона. В череде этих стран именно Египту ряд аналитиков пророчит путь Турции. Последняя, в свою очередь, за 10 лет правления про-исламской "Партии справедливости и развития" преобразовалась в региональную державу, активно отстаивающую свои интересы по всем направлениям. С другой стороны - Иран, окруженный всеразличными санкциями, но все еще сильный и влиятельный. Улучшение отношений между Египтом и Ираном (впервые Мухаммед Мурси посетил Тегеран в прошлом году), а также укрепление отношений между Каиром и Анкарой создали первые импульсы зарождающейся стратегической оси. Однако военно-политический кризис в Сирии существенно осложнил эти процессы, по большому счету разделив стороны на два лагеря. Именно Египет инициировал приостановление членства Сирии в ОИС, не смотря на протесты со стороны Ирана.

Тем не менее, не смотря на все более и более углубляющейся внутренний кризис в Сирии, кровопролитную гражданскую войну, унесшую жизнь более 60 тыс. человек и частично обозначившийся антагонизм между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами есть определенные основания полагать, что ситуация в Ближневосточном регионе стабилизируется в течение текущего года, и главными силами в этом, скорее всего, выступят Каир и Тегеран.

Во-первых, медленно, но уверенно меняется позиция США в отношении Ирана. Это наглядно видно по кадровым перестановкам в Вашингтоне. Кроме того, в этом году в Иране пройдут президентские выборы и, по всей видимости, аналогичные кадровые изменения в сторону США будут иметь место и в Тегеране. Все это будет происходить на фоне воинственных изречений израильских право-центристов, которые не имели ранее и не будут иметь в ближайшей перспективе никаких военных последствий.

Во-вторых, ситуация в Египте. Недавние волнения показали, что далеко не все в арабском мире готовы видеть Египет сильным и влиятельным государством. Тем не менее, не смотря на волну насилия со стороны то ли футбольных фанатов, то ли оставшихся за бортом оппозиционеров, Мурси сумел удержать ситуацию под контролем, используя метод сдержек и противовесов. Проводимая конференция в Каире является свидетельством уверенности Мурси в своих позициях.

Таким образом, визит президента Ирана в Каир становится симптоматичным в свете происходящих изменений. Конечно, говорить о скоординированных стратегических отношениях пока не приходится. Однако если иметь в виду перспективу, то формирование новой геополитической оси, на мой взгляд, становится лишь вопросом времени; многое прояснится уже в 2013 году.



Читайте также:
Основные стратегические направления на Ближнем Востоке в 2013 год
Кому выгодна дестабилизация Египта

Махмуд Ахмадинеджад, ОИС, Египет, Мухаммед Мурси, Иран

Previous post Next post
Up