The Engines That Came In From The Cold

May 27, 2003 18:47

Основное на Западе транспортное средство доставки полезных грузов в космос- американская ракета Атлас V - своим основным агрегатом, обсепечивающими ее коммерческую конкуренстоспособность, числит движки RD180 московского производства. Это так называемые closed-cycle rocket engine, которые ведут свою родословную от драматической судьбы шестидесяти абсолютно готовых к монтажу на ракету и старту рекордных двигателей NK33. Те самые двигатели, которые в 1974 году были секретно спрятаны их Гл. Конструктором в потайном месте его КБ и там - в недосягаемом для ОБХСС и Госпартконроля цеху - 20 лет хранились, пока не повезли их краснозвездных на испытания в столицу буржуазной Калифорнии осенью 1995.

Их изобрели и разработали к запуску в серийное производство в 60-е годы в самарском КБ Кузнецова. Цель задачи была все та же - обойти в данной области американцев на ... "сером веществе". То есть найти принципиально иное к сложившейся в мире технологии ракетного двигателестроения решение, которое позволит СССР продолжать участвовать в той лунной гонке на равных, с несопоставимо меньшими хотя в проект тот заклавдываемыми ресурсами.

Королев, как и многие лидеры ВПК его поколения отлично понимал, что на линейной гонке выиграть с экономическим колоссом нельзя. Нужны на каждом участке соперничества ставить на "невозможные" - с точки зрения сложившегося уровня техники - решения. Таким был NK15, где отработанные в турбине - используемой для сжатия горючей смеси, перед ее впрыскиванием ракетный котел - и уже полусгоревшие газы направлялись не на выхлоп, а ... все в тот же котел. Таким образом достигалась неизвестного ранее уровня эффективность (тяга движка к его весу), однако соответственно возникали и казалось всем исходно что совершенно непреодолимого уровня сложности задачи сохранения надежности агрегата такого.

В самом деле - как контролировать состав выхлопа? Его температура и качественный состав подвержен уже и по определению самому процесса того турбулентным изменениям. Двигатели такие просто обязаны были взрываться. И они -NK15 - взрывались...

Однако Королев знал кому поручить задачу. Кузнецовское КБ просто и всего лишь не имело опыта создания ракетных двигателей. Из профиль был - авиационные двигатели для машин класса, к примеру, Ту95. Задачу поиска альтернативы сложившимся подходам к двигателестроению в ракетной технике Кузнецов и решал потому с нуля в буквальном смысле этого слова. В начале 70-х на смену НК15, где на фоне взрывов были отработаны все-таки технологические приемы обеспечения стабильной работы движков этого типа, пришел НК33. Движок в итоге уже почти довели, но работа была остановлена. После того как не стало Королева, его программа уже не могла выдерживать необходимо возникавших вокруг нее напряжений, в том числе и социально обоснованных.

В итоге на кузнецовское КБ пришел приказ программу производства этого типа двигателей прекратить, а уже готовые ... порезать и сдать в металлолом. Он пошел на нарушение приказа и спрятал те 60 движков. Спустя почти 20 их привезди на испытания в Сакраменто. Никто в Америке из инжеренеров не верил, что возможны двигатели, которые првосходят их американские аналоги в ... разы, по эффективности. Свои впечатление того времени испытананий - а точнее про то как оно скрозь местную прессу вопринималось - высказывал в онлайновых об том дискуссиях несколько лет тоже назад: там сначала, а и чуть с иной точки зрения(в самом низу этой по ссылке каторая страницы - 01/10/2001, 05:03 сообщение), но о том же снова.

Неплохо, согласитесь, и по ныне оно звучит:
    The Engines That Came In From The Cold told the amazing story behind the use of Russian-designed rocket engines in the next generation of US space launchers. The engines harness a technology that Americans thought to be beyond the capabilities of modern engineering - but which had in fact been mastered by the Russians 30 years ago.

Были люди - кто бы спорил. Тем более, если когда в Самаре, чего - или кому - другой раз каторыи догадывались чтобы поручить.
Previous post Next post
Up