Из воспоминаний скульптора Ильи Яковлевича Гинцбурга о «кровавом воскресенье»: [Spoiler (click to open)] «Не забуду я, как мы вместе с ним пережили несколько ужасных часов в исторический день 9 января 1905 года. Втроем (Серов, я и Матэ) смотрели мы из окна Академии художеств на улицу, где происходила страшная народная трагедия. Мы видели, как измученные рабочие подходили к набережной и просили пропустить их через Николаевский мост, чтобы идти к царю, и как казаки давили их лошадьми и стреляли в них. Сердце у нас троих одинаково сильно билось.
Серов, бледный и расстроенный, смотрел на все это и молчал. Наружно он как будто владел собой, и его рука не отказалась служить ему, когда он в альбоме, здесь же, зачерчивал некоторые моменты из того, что происходило на улице. Но я чувствовал, что внутри у него кипит и что глубоко запало ему в душу то, что он видел.
И действительно, мое чувство не обмануло меня: скоро я узнал, что Серов прислал в Академию официальный отказ от звания пожизненного члена собрания Академии художеств, звания, которое было утверждено царем. Мотивировал он свой отказ тем, что он не может работать в учреждении, во главе которого стоит человек (вел. кн. Владимир Александрович), который, управляя в то же время военным округом, отдал приказ о расстреле рабочих. Таких случаев проявления гражданского мужества было в жизни Серова немало».
Позже Валентин Серов написал картину "Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?" (на иллюстрации) Источник Автор arctus