Пиар российского коневодства

Nov 28, 2017 13:26



Знаете ли вы, что единственный в России музей, посвящённый лошадям и конному делу, находится в Москве в Тимирязевской академии. Через год этот уникальный музей будет отмечать своё 90-летие. Богатейшая коллекция Научно-художественного музея коневодства вызывает восхищение, а история жизни и деятельности его создателя достойна глубокого уважения и благодарной памяти.
23 января 1929 года музей был открыт в здании бывшего Императорского скакового общества при Государственном московском ипподроме. Имя человека, уникальная художественная коллекция которого была положена в основу фондов нового музея, даже не упоминалось при открытии. И долгое время имя Якова Ивановича Бутовича (1881-1937), выдающегося специалиста коннозаводства, крупного знатока орловской рысистой породы, талантливого писателя и искусствоведа, было в забвении.
1. Я.И. Бутович был владельцем, а в первое десятилетие после октябрьской революции директором Прилепского конного завода Тульской области. Мы впервые узнали об этом выдающемся человеке, побывав в Музее коневодства при Тимирязевской академии.
«Если бы я своевременно покинул бы пределы России… Лично для меня это было бы, конечно, лучше, ибо я свободным и независимым человеком проживал бы где-нибудь за границей и был бы по своему счастлив. Но что сталось бы с русским коннозаводством, покинутым всеми на произвол судьбы? Это вопрос, на который ответить нетрудно: все бы несомненно и бесповоротно погибло!.. Беспристрастную оценку этой моей деятельности даст только суд истории».
Из книги воспоминаний Я.И. Бутовича "Лошади моей души".



2. В 1940 году музей был передан Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.



3. Постоянная экспозиция была создана в конце 1940 года под руководством основателя кафедры коневодства в академии В.О. Витта, развита и дополнена профессором А.С. Красниковым; в основных чертах она сохраняется, пополняясь новыми экспонатами.



4. Музей коневодства в Тимирязевке представляет собой уникальное собрание произведений искусства, в которых отражён весь спектр отношений человека и лошади.



Райнхольд Кюбарт. Темпельхютер, жеребец тракенской породы, 1932. Бронза, высота 222 см

5. В музее - около 3000 оригинальных живописных, графических и скульптурных работ русских и иностранных художников. Они знакомят с разными типами и породами лошадей, с историей коневодства и коннозаводства разных направлений, с рекордистами рысистых, верховых и тяжеловозных пород, с выдающимися производителями и чемпионами пород.



Яков Иванович Бутович родился 21 октября 1881 года в Херсонской губернии. Воспитывался в Полтавском кадетском корпусе, окончил Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. Некоторое время служил в 17-м драгунском Волынском полку. За участие в Русско-японской войне был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. После выхода в отставку в 1905 году обучался в ряде европейских университетов животноводству, уделяя наибольшее внимание коневодству.
В 1909 году Бутович приобрел имение Прилепы под Тулой, куда он перевёл из Херсонской губернии свой завод. В Прилепах он вырастил ряд выдающихся лошадей орловской рысистой породы. За группу из 11 светло-серых маток на Всероссийской конной выставке в Москве (1910) был награжден золотой медалью и драгоценной братиной великого князя Дмитрия Константиновича, на конной выставке в Одессе (1910) получил Большую золотую медаль за трех жеребцов, а в 1912 году его серый жеребец Крон-принц выиграл Императорский приз. Из прилепского завода впоследствии вышло множество чемпионов, потомков которых до сего дня можно встретить на отечественных ипподромах.
В 1918 году завод был национализирован и передан под управление Народного комиссариата земледелия. Бутовича оставили его управляющим и главным хранителем галереи, на которую в 1918 году была выдана специальная охранная грамота. Коллекция не только не была расхищена, но пополнилась новыми картинами и рисунками. Я.И. Бутович был назначен членом Чрезвычайной комиссии по спасению племенного животноводства при Наркомземе РФССР. Внес значительный вклад в сохранение ценнейшего поголовья лошадей. Во время Гражданской войны был консультантом С.М. Буденного. В 1920-е годы был подвергнут репрессиям как «буржуазный специалист». Прилепский завод, считавшийся лучшим в стране, был ликвидирован. Большая часть лошадей была направлена на Хреновский конезавод.
Я.И. Бутович был арестован в 1929 году и приговорен к трем годам тюремного заключения. В тюрьме Бутович пишет мемуары - о революции, Гражданской войне, событиях, предшесвовавших аресту, о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России.
Выйдя на свободу в 1931 году, Бутович селится в Вязьме, затем в городе щигры Курской области. В 1931 году он был освобожден без права проживания в Москве и других крупных городах, а в 1937 году вновь арестован. 17 сентября 1937 года тройкой при УНКВД по Курской области Яков Иванович Бутович приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 17 октября того же года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года Яков Иванович Бутович был реабилитирован.

6. В начале века многие в России хорошо знали конный завод в селе Прилепы Тульской губернии и коннозаводчика Я.И. Бутовича. Славился он не только породистыми рысаками, но и единственной в стране художественной галереей. Все, кто бывал у него в гостях, с восхищением отзывались о ней. Яков Бутович упоминается и в литературных произведениях, в том числе в "Театральном романе" Булгакова, с него списан образ коннозаводчика Бурмана в повести П.Ширяева "Внук Тальони".



7. С 1900 года Я.И. Бутович приступил к собиранию картин и фотографий с изображениями лошадей, бронзовых скульптур и книг о лошадях. Через несколько лет его уникальная коллекция живописи и скульптуры переросла в Музей лошади, насчитывавший около 5 тысяч экспонатов. Кроме произведений искусства в музее имелись альбомы и отдельные фотографии лошадей, а также библиотека по истории коневодства. Коллекция Бутовича до сих пор не имеет аналогов в мире.



8. В Прилепах можно было увидеть работы самых разных художников. Среди собранных работ особенно выделялись картины В. Серова, Н. Сверчкова, Н. Самокиша, Е. Лансере и скульптуры П. Клодта. Так, этюд красавца светло-серой масти по имени Летучий В.Серов написал в 1886 году по заказу коннозаводчика Н. Малютина. Холст на 10-й выставке Товарищества передвижников имел большой успех. Бутович очень хотел купить его, через несколько лет, наконец, приобрел и весьма им гордился.
Орловский рысак по праву является национальной гордостью России, так же как и тройка, в которой он играет главную роль, считается символом России.



В.А. Серов. Летучий, серый жеребец орловской рысистой породы,1886. Холст, масло, 85х85

9. В тюрьме Бутович писал мемуары - о революции, Гражданской войне, событиях, предшесвовавших аресту, о лучших орловских рысаках и лучших коннозаводчиках России. Через полвека, перед самым распадом СССР, другие такие же лошадники вместе с историками добились реабилитации виднейшего специалиста по коневодству. В XXI веке книги Бутовича начали издавать.
"Очень многие бранят и даже клянут меня за мою деятельность на поприще коннозаводства после октябрьского переворота. Близорукие люди, они не видят и не понимают, что только благодаря этой тяжелой и самоотверженной деятельности рысистое коннозаводство страны спасено, а с ним уцелел и не погиб орловский рысак"…
Так писал в 1920-х годах Яков Иванович Бутович, селекционер-коннозаводчик, коллекционер, создатель Музея лошади, литератор и издатель.



10. В 1928 году галерею Бутовича перевели в Москву. Судьба Музея коневодства после смерти его создателя складывалась сложно. В конце 30-х годов он вновь подвергся расформированию. В военное время сотрудники музея были вынуждены эвакуировать фонды, и экспонаты на долгие годы оказались в совершенно неприспособленных для хранения условиях. Однако музейным работникам удалось сохранить и даже приумножить коллекцию. И сейчас она находится в Музее коневодства. В залах представлены живопись, скульптура, графика, акварель, предметы прикладного искусства.



Кюбарт Рейнгольд. Моргенштраль, жеребец тракененской породы. 1901, шпиастр. высота 122 см

11. А теперь - интерьеры Музея коневодства при Тимирязевской академии, которые нам любезно разрешили сфотографировать. Музей расположен на двух этажах. Любителям лошадей, надо идти и смотреть! На стенах сплошной развеской - изображения лошадей разных пород, дорожные, охотничьи, батальные и хозяйственные сцены, связанные с лошадью, а также верховые парадные портреты известных людей.



12.



Восточное конское снаряжение

13. На этом седле Жан-Луи Гуро совершал рекордный конный пробег с 01.05. по 14.07.1990 по маршруту Париж-Москва, 3333 км за 75 дней.



Офицерское кавалерийское седло. В полном сборе (седло, подпруга, стремена, вальтрап, перемётные сумы). Франция, XX век, кожа, металл, текстиль.

14. Много картин в музее, показывающих лошадей в самых различных областях деятельности человека. Это сцены ипподробных испытаний, батальные, охотничьи, дорожные, трудовые и праздничные сцены.



Неизвестный художник. Сцены конного спорта в Англии, начало XIX века. Холст, масло, 70х121

15. Подавляющее большинство картин представляют собой экстерьерные портреты, в которых хорошо видно строение тела лошади. Подобные изображения встречаются уже на картинах XVIII - начала XIX веков.



16. Однако прочно ввёл в обиход понятие конский портрет художник Николай Георгиевич Сверчков (1817-1898). Его творчество было предметом особого пристрастия Якова Бутовича. В его коллекции были такие известные работы Сверчкова, как "В метель", "Ямская тройка", "Возвращение с охоты", "Охотники", "Настигают волка", "Затравили", "Орлов-Чесменский в санях на Барсе", "Охота на медведя".



17. В витрине представлен восточный конский убор.



Е.И. Цыпулина-Турчина. Голова серой арабской лошади, 1912-1913. Фарфор, овал, 43х34 см

18. Бутович собрал более сорока работ П.Ковалевского. Лучшая из них  "Тройка в распутицу" в 1873 году в Вене была удостоена специальной медали. Только в Прилепах можно было познакомиться с огромным собранием работ П.Соколова - блистательного акварелиста, иллюстратора сочинений Гоголя, Толстого, Тургенева, Некрасова. Великолепные живописцы С.Виноградов и Н.Самокиш были друзьями Бутовича, подолгу жили у него, писали хозяину "портреты" прославленных рысаков прилепского завода.



19. Вот ещё один выдающийся российский заводчик лошадей английской скаковой породы Михаил Иванович Лазарев (1860-1914). Совместно с супругой Евгенией Ивановной имел конный завод в Полтавской губернии, два скаковых отделения: в Москве и Варшаве. Начиная с 1903 года лошади завода Лазаревых доминировали на ипподромах Москвы и Варшавы, жокеи выступали в цветах конюшни - малиновый камзол, чёрный картуз. Часть кобыл из завода Лазоревых регулярно посылались в Англию и Францию под лучших производителей того времени. Незадолго до смерти Михаил Иванович написал завещание, по которому завод был передан в государственную казну.



20.



21.



Н.П. Богданов-Бельский. Портрет коннозаводчика М.И. Лазарева, начало XX века. Холст, масло, 130х102 см

22.



23.



24.



25.



Ф.П. Шашкин. Леопольд, 1823. Холст, масло, 49х63 см

26.



Логик, XIX век. Литография. 39х52 см

27. Бутович собрал великолепную коллекцию скульптур Евгения Александровича Лансере (1848-1886). Каждая работа - это отдельный рассказ о каком-то событии из жизни изображаемых персонажей с множеством подробностей. Скульптуры Лансере безупречно точны и изящны.



Е.А. Лансере. Весталка, английская скаковая кобыла. Бронза, высота 31 см

28.



Е.А. Лансере. Всадник со львятами. Бронза, высота 42 см

29.



30. Очень представительна и интересна экспозиция второго этажа.



31.



32.



33.



Н.Е. Сверчков. Бег в санках серого жеребца с поддужным, 1845. Холст, масло, 37х46

34.



35.



36.



Дрожки беговые, XIX век

37.



38.



39.



40.



Часы-секундомеры, мастер Волков, 1990. Россия. Дерево

41.



42.



43.



Н.С. Самокиш. Бойкая, 1911. Холст, масло, 44х44 см

Источники информации: Буклет Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014
www.orlovhorse.ru, www.okipr.ru, rossiyador, shkolazhizni.ru, mosjour.ru

искусство, Россия, пиар, история, животные, пиар в россии, piar

Previous post Next post
Up