Цирк - это мир с особыми людьми...

May 03, 2016 11:53

дневной пиар

Программа "Салют Победы"! цирк Чинизелли. Первое отделение.

Говоря откровенно, на премьеру в Чинизелли "Салют Победы" мы шли с некоторыми опасениями, и вполне обоснованными. Если при СССР 9 мая был скупо-торжественный "праздник со слезами на глазах" в прямом понимании этих слов, то за последние годы (не везде, конечно) празднования до чрезвычайности опошляются - вот и возникли всякие подозрения на тему. Тем более, что кое-где в прессе и блогах уже проскочило - да как так можно, чтобы в цирке артисты да в советской военной форме итд.

На последний вопрос ответ очевиден сразу - Союзгосцирк давал представления на фронте с 1941 по 1945 годы неисчислимое множество раз, многие артисты были военнослужащими и военная форма для цирка в те времена была вполне обыденной. Фотографий сохранилось предостаточно - да вот, навскидку, артист Сталинградского цирка Г.С. Толкачев выступает перед жителями города в 1943 году. Сталинград снесен с лица земли, но цирк-шапито в Комсомольском саду начал действовать почти сразу после битвы....



...И работал этот цирк вместо разрушенного "Зимнего цирка" постройки 1932 года на Тракторном заводе Сталинграда. Фотография редкая - вроде бы немецкая, трофейная. 1942 год.



Впрочем, давайте не будем отвлекаться, и посмотрим, что же было в цирке Чинизелли в субботу 30 апреля.



Для начала отметим оформление зала. По периметру под куполом фотографии военных лет, манеж покрыт камуфляжной сеткой, советскую символику никто стыдливо не прячет, как это водится у нынешнего официоза. Публика только начинает собираться - надо сразу сказать, что в итоге зал был заполнен где-то на две трети - впрочем, предпраздничный день, многие предпочли остаться дома, да и вечером пасхальные службы.



Краткое вступительное слово от сценариста и постановщика Анатолия Марчевского, народного артиста РСФСР.



Мы тут уже неоднократно говорили, что в современном цирке не хватает полноценного сюжетного спектакля - дивертисментные постановки с номерами, не связанными между собой логически и сценарно, публике не особо интересны. В этом плане выигрышно смотрелась новогодняя "Тысяча и одна Золушка в Чинизелли", и наконец-то зритель получил такой спектакль в виде "Салюта Победы". То есть мы видим театрально-цирковую постановку, что не может не радовать.

И, конечно, очень хороши аллюзии на реальные события и реальных людей - номер "Стойка на одной руке" (эквилибр от Д. Колобухова, Д. Васильева и И. Гринько) напоминает нам об известном цирковом артисте Льве Александровиче Осинском - в 1943 году Осинский получает тяжелое ранение во время Курской битвы, теряет руку, но в 1944 году возвращается в цирк, где и продолжает работать до 1978 года.



А вот Лев Осинский после войны - вместо левой руки протез.





Затем следуют номера "Десантник" (Анатолий Куров), "Бойцы на привале" (Ольга Мостюгова и Сергей Шитов) и "Медсестра" (Яна Сердюкова) - эквилибр и воздушные гимнасты.

















Изумительный номер с медсестрой, девочка в кирзачах не по размеру. Она замечталась, превратилась в красавицу в белоснежном платье и потом - обратная трансформация.





Отличнейшая режиссерская и сценарная находка - дальшейший ход спектакля реализовать как фронтовые выступления артистов Союзгосцирка перед бойцами. Образуется два пласта зрителей: мы с вами, обитатели XXI века, и советские солдаты - мы смотрим на манеж еще и их глазами, через их восприятие. через их фильтр. Выезжает "Захарыч" - ЗИС-5, машина настоящая, прошедшая через реставрацию - кузов превращается в сцену, как и было во время работы фронтовых цирковых бригад.

Начинается "спектакль в спектакле".







Пасхалочка из старорежимных времен - такого вот силового жонглера (Хусейн Борозов) вполне можно было увидеть в Чинизелли и в 1912 году, к примеру. Все как надо - полосатое трико, усищи будто у Поддубного и непременные гири с ядрами. Очень ностальгично.







И снова отсылки к старинным номерам и шуткам той эпохи - хотите выступление рейхсминистра пропаганды? Пожалуйста! (дуэт клоунов - Юрий Аветисян и Иван Сургучов, более известные как Пончик и Ванечка).

Отдельно заметим - клоуны СМЕШНЫЕ, что по нынешним временам, увы, встречается реже, чем хотелось бы! Всё в канве - частушки про Гитлера, "извини, Шарик, тебе придется побыть фашистом" и прочий олдскул времен Карандаша.





Ну и куда же без дрессированных мишек? (Аркадий Безматериный и Олег Седловский со своими медведями).





Отдельный и уникальный пункт программы - жонглеры на моноциклах под руководством Виктора Чугунова.





Обезьяна с гранатой, точнее фошыст с МП-40. Четкие аллюзии на Кукрыниксов. (дрессировщики Игорь Гусев и Елена Спектор).





Восхитительно смешной "фашистский футбол" с белыми бульдожками - потом всю ораву загоняют в клетку с надписью "Фашизм - на свалку истории" и увозят восвояси на эту самую свалку.









Прелестные музыкальные эксцентрики - Сергей Просвирнин-старший и, соответственно, Сергей Просвирнин-младший. Любые музыкальные инструменты, а главное - чечетка. Мы-то уж думали, что искусство чечетки потеряно, ан нет - живо и здравствует.









Словом, "спектакль в спектакле" более чем удался. Ничего лишнего, без натужного пафоса: хотелось показать работу фронтовых бригад цирка - отлично показали, молодцы. Дух эпохи выдержан.

А вот теперь - АНТРАКТ, поскольку об эпичнейшем Втором отделении представления "Салют Победы" надо рассказать в отдельном посте.
пиар взят у set613 в Цирк - это мир с особыми людьми...

цирк, цирк в мире, пиар, пиар в жж, пиар в россии, росгосцирк, пиар памяти

Previous post Next post
Up