Покаяние

Jul 19, 2013 20:51

Ночной пиар


19 июля 1986 году в Тбилиси состоялась премьера художественного фильма «Покаяние» (премьера в Москве 15 марта 1987). Производство: Грузия-фильм, 1984. Режиссер: Тенгиз Абуладзе.
    Похороны известного общественного деятеля Варлама Аравидзе прошли торжественно и благопристойно. А на следующее утро тело усопшего было обнаружено в саду у дома Авеля. Ночью Варлама тайно похоронили, но утром все повторилось снова- Теперь идет суд над осквернительницей праха. Не признавая себя виновной, Кетеван Баратели историей своей жизни и жизни города пытается объяснить и оправдать этот поступок.
       Завершающий фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние".
      Разумеется, Тенгиз Абуладзе обращается к проблеме более широкой, чем сталинизм как таковой. Главный герой фильма "Покаяние" некий Варлаам в блистательном исполнении Автандила Махарадзе даже внешне похож на нескольких диктаторов - черная рубашка от Муссолини, квадратик усов - от Гитлера, пенсне в золотой оправе - от Берия... Но, тем не менее, в контексте условной, полуфантастической атмосферы притчи главенствующим остается узнаваемый материал нашей истории.
Ее трагические страницы особенно ощутимы в сцене, когда один из арестованных без тени иронии обвиняется в заговоре с целью прорыть тоннель от Бомбея до Лондона, а сам диктатор торжественно объявляет на митинге, что из каждых трех человек - "четверо - враги", и, если надо, он поймает черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет. Варлаам, во имя якобы "гуманистических идеалов" безжалостно сеющий Зло, активно и целенаправленно плодит вокруг себя доносчиков, нерассуждающих исполнителей, слащавых льстецов. При этом он любит похвастаться своим демократизмом, мнимой любовью к искусству.
       Но за зловеще поблескивающими стеклами очков маленькие глазки наполнены ядовитым холодом змеи, готовой в любой момент нанести смертельный удар. А всей своей пластикой Варлаам напоминает гиену, выбирающую беззащитную жертву.
Наследник Варлаама - Авель уже никого не убивает. В крайнем случае, "поможет" неугодному человеку "подлечиться" в психушке. Он хорошо "упакован", у него есть власть, и он провозгласил своим лозунгом "бег на месте общепримиряющий".
Трагедией обернулась для Авеля его "жизненная позиция", с которой не мог согласиться его сын...
       В течение многих десятилетий ХХ века отечественные художники были вынуждены говорить правду эзоповым языком, погружая ее в подтекст и аллюзии. Тенгиз Абуладзе задумывал и снимал свой фильм именно в эту эпоху. Однако его "шифры" демократичны по своей сути. Аллегорическая символика "Покаяния" ничуть не мешает авторам называть вещи своими именами. Абуладзе против любой власти, основанной на диктатуре, против унижения Человека и его Веры...

Источник
Оригинал взят у blogrev в Покаяние

кино, топ

Previous post Next post
Up