По поводу возврата денег за железнодорожные билеты. Результаты расследования.
Есть Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС), которым устанавливаются прямое международное железнодорожное и смешанное железнодорожно-морское сообщение для перевозок пассажиров, багажа и товаробагажа между Азербайджанской Республикой, Республикой Албания, Республикой Беларусь, Республикой Болгария, Социалистической Республикой Вьетнам, Грузией, Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Корейской Народно-Демократической Республикой, Кыргызской Республикой, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Молдова, Монголией, Республикой Польша, Российской Федерацией, Словацкой Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Чешской Республикой и Эстонской Республикой.
Это Соглашение не устанавливает место возмещения стоимости проездного билета, а только регулирует сроки и документы для возврата.
А вдогонку было заключено Соглашение стран СНГ, Латвии и Литвы об особенностях СМПС.
И вот в нем-то и написано:
Возврат уплаченных сумм по проездным документам, оформленным в одном государстве и предъявленных к возврату в другом государстве, производится в следующем порядке:
- пассажир должен предъявить проездные документы к возврату на железной дороге отправления поезда для передачи мест в реализацию;
- пункт отправления поезда обязан сделать отметку о возврате мест на бланке проездного документа, оформленного ручным способом или оформить пассажиру вспомогательный документ АСУ "Экспресс" с подтверждением о возврате мест,
- возврат платежей производится по предъявлению проездного и вспомогательного документов в пункте оформления проезда.
Что характерно - государства СНГ, по старой советской привычке, плюют на проблемы отдельных граждан. Но фиг с ними, с проблемами. Они благополучно наплевали на право собственности и права потребителя.
То есть, если услуга (в данном случае - перевозка пассажиров) не оказана, то потребитель не должен заморачиваться с возвратом денег за неоказанную услугу, а также он не должен нести дополнительные расходы, связанные с возвратом этих сумм.
По идее, эти положения прямо конфликтуют (в случае России) с положениями ст. 31 Закона о Правах потребителя, которая устанавливает десятидневный срок для возврата денег за неоказанную услугу.
При этом поменять дату выезда тоже не получится - только через возврат билета, и покупку нового.
И тут даже не проблема с отдельными государствами СНГ. А проблема в том, что в бывших соцреспубликах по прежнему поплевывают и на свободу передвижения, и на право собственности, и на права потребителя. Был бы юристом - отправил бы запрос в Конституционный суд на предмет соответствия отдельных положений дополнения к СМПС Конституции.
А с точки зрения командировочных - в таких случаях лучше пользоваться электронным билетом, купленным на сайте соответствующей железной дороги. Правда, в этом случае обратного зачисления денег на карту следует ожидать от 7 до 30 суток.
Получается, что фактически, ни командировочный, ни любой другой путешественник, не может нормальным образом поменять ни маршрут, ни сроки передвижения в случае, если он уже начал передвижение.
Источник