Вы смотрели сериал «Страсти по Чапаю»? Я же, наслушавшись отзывов от самых разных людей, решила всё-таки составить личное представление. Потому что одни яростно советовали (там такое складное повествование в духе «Вечного зова» - посмотри), другие - столь же яростно плевались (опять обгадили народного героя!). Третьи вообще шепнули, что там - суровое и паровозно-могучее большевистское порно. И добавили - на сеновалах! Брутально! Без карамелек. Я уж даже теперь и не знаю, какое из трёх представленных мнений повлияло на мой интерес - тема-то не моя изначально. Гражданская война не представляется мне вкусной. Нет-нет, не потому что тогда в СССР (ну, в России) не было моды, причём, совсем никакой. Просто смотреть, как братья убивают друг друга, предварительно предав Царя-батюшку, ради ложных амбиций и утопических целей. Нет. СССР люблю, красно-белую резню - нет. В общем, решила глянуть две серии он-лайн, благо, добрые люди постоянно что-нибудь выкладывают в интернете. (Всё равно «Восьмидесятые» уже закончились! А сериал как-то всегда нужен). Не понравится - напишу пакостный пост. Даже название нарисовалось, почти по Пелевину - «Чапаев и мутота» (ну, или даже х*ета, если бы остро не понравилось). Нет, не мутота. Стало очень интересно, даже в сериях посвящённых довоенной жизни у баб были правильные ботиночки на французском каблучке.
«Потому что я - Горец!». Повествование, действительно, напоминает застойно-брежневские саги о становлении советской власти в Шантаре - с непременным супер-героем в лице Петра Вельяминова - потомственного аристократа (!), вечно игравшего кондовых мужиков с натруженными руками, при картузах и красных звёздах. В «Страстях по Чапаю» мы видим такую же картину - голосистые девки в оборчатых блузах, ражие негоцианты в поддёвках, помещичья дочь-гимназистка при бело-кружевных платьицах в духе натуральной Belle époque. Разве что главный герой не сразу, прямо начиная с первой серии, борется за марксизм-ленинизм. Напротив, он строит церкви. Ничего удивительного - Щусев тоже их строил. Разумеется, сцена, где молодой Вася Чапаев забирается на самый верх и с риском для жизни устанавливает крест, отдаёт Голливудом. Честно. Вот эта картина, где один красиво рискует, а потом все дружно внизу хлопают и обнимаются под компьютерную, но очень возвышенно-масштабную музыку - это очень, ну очень про-голливудски! Ещё в первых сериях встречались тамошние наработки - например, когда у главного героя умирает любимая (первая из), он начинает кричать куда-то вверх: «Неееет!!!». И тут опять его накрывает мощной волной компьютерного музона. Что, в принципе, удерживает у экрана? А вот главный герой. Понравился сам артист - Сергей Стрельников. Я читала критику - мол, он поведенчески совсем не похож на Чапая-настоящего. А что, Михаил Боярский или, там, Жан Марэ, были хоть раз похожи на Шарля-Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньяна?!!! Так вот, Чапаев - это уже не вполне персонаж истории. Это фигура, близкая к тому д’Артаньяну, которого мы знаем по Дюма и по фильму с «Пора-пора-порадуемся!». И Чапаева мы неминуемо будем воспринимать через старый фильм сталинской эпохи и...через анекдоты о нём. Таким образом, бесполезно искать реальные образцы и копать настоящие факты. Чапай - это уже почти Штрилиц, коего не было. Разумеется, авторы фильма не смогли пройти мимо образа «кровавой гэбни», который присутствует во всех современных «ретро-фильмах» об СССР. Причём злобный чекист всегда, как будто один и тот же, несмотря на изображаемую эпоху - будь то 1918-й или 1978-й год. В сериале про Чапая образ гэбни был раскрыт чуть более чем полностью - особист не просто измывается, он ещё и претендует на любовь девушки-дворянки. Любит омерзительно и уныло, с каким-то утробным похрюкиванием. (Не то, что Чапаев. Но об этом позже). Ещё в фильме очень гадко показаны профессиональные партейцы - комиссары. Мысль такова - эти крикливые говоруны и тотальные сволочи начали проsirать полимеры ещё тогда. И если бы не они, то даже и Совок был бы не вполне Совком. Лично мне была интересна трагическая линия девушки-дворянки. Это нормально - из имения да в революцию. Такие образы были и в советском искусстве - начиная с «Гадюки» Алексея Толстого. Вообще, интересно... Гражданская война в сериале видится, как чистая борьба красных-пролетариев с белыми-дворянами за становление новой империи - с дворянином Лениным же во главе. Буржуины трясутся и идут дружными рядами в Ад. Это очень красиво. Но страшно. ...Что меня удивило, так это интеллигентские терзания Василия Ивановича, когда он говорит о том, что революция - это кровь и грязь, а вы, барышня, пришли сюда в погоне за романтикой. Слово «романтика» в устах героя звучит несколько забавно и даже чуждо. Но увы, фильмы и книги создают гуманитарии, а люди этого склада никак не могут без терзаний и достоевщинки. Гораздо лучше кино-Чапаеву получается затаскивать женщин на сеновалы. Причём, сюжет построен таким образом, что каждая особь дамского пола, попадающаяся нам в кадре, подразумевает последующий сеновал. Есть пара моментов, где этого не происходит... Почему-то. Зритель, не получив дозу ожидаемого большевистского порно, тут же начинает ощущать нечто, сродни катарсису, описанному Львом Выготским в «Психологии искусства». А так вообще из Василия Ивановича лепят образцового альфа-самца, который всегда - впереди и на белом коне. Пару раз возникал вопрос - а не пытаются ли авторы по-постмоденистки смешивать Чапаева с другим героем анекдотов - с поручиком Ржевским?! Потому что очень уж похоже. Нужно ли это для восприятия героя? Не знаю. Но у актёра Стрельникова это получается хорошо. Хотя я бы (вот лично я бы!) вместо этих брутальных потрахушек запускала бы хронику тех лет. Я не претендую на то, чтобы мне тут показывали парижскую моду (которая тогда БЫЛА!). Я не наглая. Просто давать врезками хронику с Лениным, Троцким, с Петроградом времён Военного Коммунизма. Так уже делали в «Сибириаде» - ну очень стильно.
В общем, фильм на твёрдую четвёрочку (в моём понимании). На пятёрочку пока только «Ликвидация» получилась.