ЗАПИСКА Л. Б. КАМЕНЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП(б) ПО ДЕЛУ Я. А. СЛАЩОВА
Не ранее 7 октября- не позднее 10 октября 1921 г.
Комиссия, назначенная Политбюро, решила:
1) Предложение признать приемлемым, т. е. согласиться на переправку Слащова и К0 в Россию.
2) Поручить т. Уншлихту вызвать к себе Дашевского, проверить его и принять наблюдение над дальнейшим проведением дела.
На документе имеется резолюция: «Воздерживаюсь. В. И. Ленин».
РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 24644, л. 2 об. Подлинник, рукопись .Документ опубликован.
Примечание. Указанная комиссия была создана 7 октября 1921 г. и состояла из Каменева, Сталина и Ворошилова.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Л.Д.ТРОЦКОГО и И.С. УНШЛИХТА ПО ВОПРОСУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ СЛАЩОВА И ЕГО ГРУППЫ ,
рассмотренное и утвержденное 18 ноября 1921 г. на заседании Политбюро ЦК РКП(б)
Предлагаем:
1) Копии показаний прислать Троцкому и Чичерину, дабы эти показания могли быть изучены с точки зрения военной и дипломатической и дабы заинтересованные ведомства могли поставить ряд дополнительных вопросов перед ВЧК.
2) ВЧК по соглашению с военным ведомством и Наркоминделом (тройка - тт. Уншлихт, Троцкий, Чичерин) составляет в кратчайший срок сообщение о возвращении группы Слащова с точными цитатами из показаний Слащова и других о причинах этого возвращения .
3) Одновременно слащовцы составляют воззвание к остаткам белых армий за границей. Воззвание это, просмотренное той же тройкой, публикуется одновременно с сообщением о прибытии группы или немедленно же на следующий день.
4) Ввиду заключающихся в показаниях Слащова ссылок на сравнительно недавние военные предложения агентов Англии и Франции, направленные против Советской России, необходимо немедленно отобрать на основании вопросов, формулированных Наркоминделом, точные показания от Слащова и других, как материал для дипломатической ноты.
5) Ввиду настаивания Слащова и других на предоставлении им военных должностей, преимущественно строевых, ответить им, что военное ведомство несомненно рассчитывает приобрести в их лице ценных работников, но что окончательное определение характера работы сможет произойти только после того, как Красная Армия узнает о самом факте перехода на сторону Советской России названных лиц, поймет мотивы, вообще освоится с этим фактом.
6) Тем временем главная работа группы Слащова должна состоять в писании мемуаров за период борьбы с Советской Россией. Ввиду того, что мемуары эти обещают дать ценный политический, военный и бытовой материал, предоставить в случае надобности в распоряжение группы Слащова надежных стенографов, которые облегчили бы работу, и назначить для редактирования и вообще для руководства этой работой определенного товарища литератора .
7) До написания этих мемуаров рекомендовать группе Слащова воздержаться от встреч, посещений и пр., дабы внимание не рассеивалось и работы над мемуарами не затягивались. Указать Слащову и другим на большую политическую важность мемуаров.
8) Поддержать инициативу Слащова в отношении вызова других бывших врангелевцев в Советскую Россию, оказав необходимое содействие .
РГАСПИ, ф. 17, оп. 3, д. 232, л. 7. Копия. Документ опубликован.
Генерал Слащов в Константинополе, 1921 г.Примечание:
Первыми из группы Слащова в Севастополь прибыли
полковник М. В. Мезерницкий, начальник личного конвоя Слащова,
капитан Б..Н. Войнаховский.
За ними в первых числах ноября 1921 г. на итальянском пароходе «Жан» приплыли:
генерал-лейтенант Я.А Слащов,
генерал-майор А. С. Мильковский,
полковник Э. П. Гильбих,
Н. Н. Нечволодова ( жена Слащова),
капитан князь Трубецкой (брат жены Слащова)
А. И. Баткин, брат одного из организаторов операции по возвращению Ф. И. Баткина.
Штабс-капитан Я.А.Слащов, 1913 г.
В кадры РККА были зачислены Слащов, Мильковский и Гильбах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УПОЛНОМОЧЕННОГО КРО ОГПУ ПО ДЕЛУ Л. Л. КОЛЕНБЕРГА ,
ОБВИНЯЕМОГО В УБИЙСТВЕ Я. А. СЛАЩОВА
26 июня 1929 г.
1929 года, июня 26 дня, я, уполномоченный 6-го отделения КРО ОГПУ, рассмотрев следственное дело за № 77170 по обвинению гражданина Коленберга Лазаря Львовича в преступлениях, предусмотренных 138 ст. УК, находящегося на свободе, нашел:
Гражданин Коленберг Лазарь Львович, 1905 года рождения, из мещан г. Николаева, 11 сего января убил бывшего белого генерала Якова Александровича Слащова выстрелом из револьвера на его квартире.
Следствием установлено, что Л. Коленберг в 1919 г. совместно со своими родителями и другими членами семьи проживал в г. Николаеве. После занятия Николаева белыми он работал в большевистском подполье. Проводимые белыми жестокие репрессии и бесчинства по отношению еврейского населения, публичные расстрелы заподозренных в причастности и даже сочувствующих революционному движению, расстрел родного брата Коленберга - все это произвело на него глубокое впечатление, и у него запала навязчивая идея мести командовавшему белыми генералу Слащову.
После занятия Николаева красными войсками Коленберг вступил в Красную Армию и прослужил в ней до 1926 г., будучи демобилизованным на должности командира взвода.
Мысль о мести Слащову за все это время Коленберга не оставляла. После демобилизации он приехал в Москву с целью проведения задуманного им убийства Слащова. Однако по не зависящим от него обстоятельствам он вскоре уехал из Москвы и с той же целью вернулся обратно в сентябре 1928 г. по командировке винницкого военкомата в Московскую пехотную школу им. Ашенбренера и Уншлихта. Через два месяца он был демобилизован и поступил в военизированную охрану.
С целью изучения образа жизни Слащова Коленберг стал брать у него на дому уроки тактики. 15 декабря Коленберг специально выехал в г. Киев за хранящимся там у него револьвером системы «парабеллум».
Вернувшись в Москву 11 сего января, во время урока Коленберг осуществил давно задуманное им убийство Слащова, убив его из револьвера тремя выстрелами. После чего отдался прибывшим властям.
Произведенной психиатрической экспертной Коленберг признан психически неполноценным и в момент совершения им преступления - невменяемым, а посему постановил: На основании ст. 322 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР дело в отношении Коленберга прекратить и сдать в архив.
Уполномоченный 6-го отделения КРО ОГПУ Гурский
На документе имеются резолюции: «Согласен. Пом. нач. 6-го отд. КРО Чопяк»; «Утверждаю. Пом. нач. КРО ОГПУ Пузицкий».
ЦА МВД России, ф. 7,оп. 1, д. 1162, л. 6. Подлинник. Документ опубликован.