О дьюти-фри в аэропортах

Feb 10, 2014 21:53

Дважды мои знакомые рассказывали мне историю о том, как в рижском аэропорту при трансфере с рейса из Минска у пассажиров отнимали купленные в дьюти-фри минского аэропорта жидкости. Поскольку обычно это алкоголь, рассказы сопровождались определенными страданиями.

Захотелось понять, каким образом все это регулируется и вот что обнаружилось.

Деятельность служб безопасности в аэропортах Евросоюза регулируется несколькими документами. Наиболее интересным для нас будет распоряжение Еврокомиссии 185/2010 (со свежими правками). В четвертой главе Приложения к распоряжению определены правила досмотра пассажиров и их багажа, страны, в которых используются сопоставимые стандарты досмотра (на сегодня это только США), а также определены ключевые понятия -- LAG, "жидкости, аэрозоли и гели", и STEB, "security tamper-evident bag". Последние два важны для нас именно в контексте провоза алкоголя. В дьюти-фри магазине аэропорта, находящемся в зоне после контроля безопасности, проданный товар из категории LAG должны упаковать в STEB. STEB представляет из себя специальный прозрачный пакет, одобренный ИКАО, с одноразовыми клеящимися застежками, раскрытие которых заметно невооруженным глазом. Внутрь STEB помещается товар и чек -- так, чтобы можно было видеть дату и список проданных товаров.

В разделе 4.1.3 подробно описывается проверка продуктов из категории LAG. В частности, существует семь случаев, когда LAG не досматривается -- не проводится через разнообразные устроства обнаружения взрывчатых веществ, реакцию химических веществ и т.д. 4.1.3(c) позволяет не досматривать товары, купленные в магазинах в зоне после контроля безопасности, если они упакованы в STEB в предыдущие 24 часа, а аэропорт исполняет все требования по уровню контроля безопасности. Пункт 4.1.3(e) позволяет не досматривать товары, купленные в другом аэропорту ЕС и упакованные в STEB в предыдущие 24 часа. Пункт 4.1.3(f) позволяет не досматривать товары, купленные на борту европейского перевозчика и упакованные в STEB в предыдущие 24 часа. Наконец, пункт 4.1.3(g) позволяет не досматривать товары, купленные в аэропортах стран, упомянутых в приложении 4-D, если они упакованы в те же самые STEB в предыдущие 36 часов. Правда, 4.1.3(g) больше не действует после 29 апреля 2013 года.

Все это довольно абстрактно, но два важных вывода. Во-первых, товары должны быть правильно проданы и упакованы, а также предъявлены в указанный срок. Во-вторых, все эти покупки должны быть сделаны в аэропортах ЕС или специально перечисленных стран, среди которых нет ни одной страны пост-советского пространства. В результате, транзитным пассажирам в аэропортах ЕС приходится надеяться на послабления конкретной службы безопасности. Похоже, что в рижском аэропорту служба безопасности старается строго следовать требованиям распоряжения 185/2010 и, по крайней мере, для пассажиров из Минска пользуется жесткой версией правил. В последнем из известных мне случаев пассажиры решили подарить покупки тем, кто выходил в Риге вместо того, чтобы отдать товары на растерзание службой безопасности.

Так что будьте внимательны и осторожны.

aviation, security

Previous post Next post
Up