Jan 31, 2025 20:51
В комментариях на канале о. Александра Востродымова к нашей с ним беседе Aleksandr L задал ряд вопросов, ответ на которые я считаю нужным вынести в отдельную тему:
1. «в чем же духовный опыт людей зафиксированный Священным Писанием отличается от любого другого подобного духовного опыта, если тот и другой одинаково Богодухновенен или не одинаково?. Например, Лествица так же богодухновенно как и Писание?». - Богодухновенность вполне себе одинаковая (кстати, на этом настаивали между прочим и ранние отцы Церкви, которые святоотеческие и соборные источники именовали тем же термином θεόπνευστος, что и Писание). Но они отличаются по значимости вдохновенно описываемого ими события. К примеру, если Бог вас вдохновил тонко чистить картошку и Бог же вдохновил другого человека грамотно лечить эпилепсию, то согласитесь, второй вариант куда более значим, чем первый. Описываемые вдохновенными свидетелями события НЗ - это фундамент нашего спасения и, конечно же, с этими текстами именно по значимости несопоставимы любые другие - опять же, Богом вдохновенные - размышления над этими текстами.
2. «Правильно ли я понял, что о. Феогност отрицает наличие и саму возможность пророчеств - предсказаний. И считает их все, в том числе и пророчества Иисуса Христа, лишь литературным жанром?». - Это не я считаю, это просто объективный факт!
3. Вопрос о реальности чудес: Я не хотел бы рассматривать его «вообще», а только в частности. В любом случае рекомендую: Булгаков С.Н., прот. О чудесах Евангельских. Париж, YMCA-Press, 1932; М, «Русский Путь», 1994. Я сам не во всем согласен с автором, но он заставляет кое над чем задуматься.
4. «Хотелось бы понять , что для о. Феогноста христианская вера? Система интеллектуальных убеждений? Мистический опыт? Чем определяется ее истинность? Только интеллектуальным рассуждением, как он сам сказал ?». - Христианская Вера - это Путь протекающий в доверии Христу. А вот христианская доктрина (Догматика) - это синтез всего, что перечислил вопрошающий. Просто не следует путать Путь и его «объяснение». Ни он из существующих объяснение не соответствует Пути, и все доктрины - относительны и содержат массу погрешностей.
5. «Если "эволюция веры", со временем, прямо приходит к отрицанию многих предыдущих фундаментальных понятий (догматике) и этических нарративов этого вероучения, означает ли, что сегодняшние представления о. Феогноста, со временем с неизбежность ("по вновь открытым обстоятельствам") перетерпят значительные изменения, и возможно даже на противоположные, если о Феогност проживет еще лет 50?» - Учитывая вышесказанное, правильней говорить именно об эволюции доктрины. Да, интеллектуальное осмысление эволюционно по своей сути. И спросите любого честного священника со стажем служения от 20 лет: Все ли его взгляды и религиозные представления, бывшие у него в начале Пути, остались прежними? Человек, не умеющий развиваться - просто глупец и вырожденец. А вот именно вдумчивое чтение Писания как раз и убеждает нас в естественности религиозной эволюции: Позднее понимание благочестия с отрицанием значения кровавых жертвоприношений (Ис 66:1-4 и Пс 49:8-14) противоречит более ранним - и более «базовым» - пластам Писания (закону Моисея и примерам праотцов, приносивших жертвы, а Саул даже был отвержен за то, что восхитил себе это «сакральное право» жрецов). Если современный человек не будет развиваться в своей религиозности, то он отупеет и никогда не поймет Библии. Ее смысл - научить нас мыслить динамично!