Dec 29, 2024 23:21
Я, наверное, никогда не смогу понять тех христиан, которые перестали воспринимать всем своим существом Таинства Церкви и стали искать другие «центры и опоры» в Христианстве. Ни Текст, ни келейная молитва, ни чтение не могут заменить Таинства Присутствия Господнего среди нас. А модные (донатистско-протестантские по своей сути) поиски «идеальной церковной общины» являются по-сути сатанинской уловкой. Ведь мы никогда не найдем такую общину, потому что ее не существует в природе, потому что все общины состоят из таких же, как и мы сами людей, т.е. из несовершенных и грешных. Степень греха человеческого абсолютно безразлична, когда речь идет о действии Божьем - действии, обеспеченном не нашей праведностью (а потому не обусловленного нашими желаниями), а Его безусловным решением блюсти Тело Своей Церкви.
Однако, все сказанное об истинности Таинств не отменяет того факта, что внутри церковной общины мы научились использовать священное для решения своих внутренних - отнюдь не священных - споров и противостояний.
Сегодня я принимал причастие Св.Тайн в храме нашего благочиния (согласно воле нашего архиерея). Будучи запрещенным, я не сослужу и причащаюсь, не облачаясь в ризу, но принимая причастие из лжицы с рук предстоятеля. Причастие остается все тем же, но в душе ноет и болит. Разумеется, если бы меня пригласили на обычное застолье с «понижением статуса», я бы плюнул и не пришел. Но тут - Таинство моей Жизни! И некий парадокс в том, что в самом участии в этом Таинстве для меня заложена процедура унижения (думаю, что любой священик меня поймет, о чем я). И мне приходится переступить через свою боль, чтобы исполнить это «послушание» (а преступать по собственному почину запрещение я не вижу смысла - если ты не можешь сказать о том, что делаешь, то твой поступок - вороватый, что для меня неприемлемо).
С одной стороны, я сам много лет говорил (и сейчас это повторяю) всем верующим, коих обдели священники и кои перестали ходить из-за сего в храм: «Вы идете не к нам, а к Богу». С другой стороны, я на своей шкуре сейчас переживаю то, как это трудно. И если это трудно для меня, священника, то я понимаю, что это трудно и для простых верующих.
Что я хотел сказать? Каков основной мой месседж? - Их два:
1. Мы, люди, научились Божьи дары превращать в наказание, пытку и даже в проклятие. Иерархическое старшинство (как и семейное), дисциплину, трапезу, секс, общение - все эти дары Божьей благодати, прекрасные сами по себе, мы научились оборачивать друг против друга: Мы научились унижать человека подарком, мы научились унижать человека естественным статусом и свое фактическое и иерархическое превосходство превращать в средство давления на других. Мы научились секс (нежность!) превращаь в насилие, власть - в произвол, отцовство - в тиранию, и даже Таинствами мы научились «смирять» неугодных.
2. Но все вышеперечисленное не делает неистинными те самые, взятые сами по себе, Божьи дары! Ни секс не становится грязным сам по себе (из-за того, как им пользуются разные чикатилы), ни общение не становится злом (из-за того, что мы научились унижать в общении друг друга). Так же и Евхаристия не становится «неистинной» только в силу того, что ее используют в системе как «административный рычаг». Она остается подлинным Таинством Божьим!
Это, кстати, и в продолжение разговора с радикально враждебно спорящими со мной Ксюшей Поповой (с позиций феминизма: у нее все мужики - гады) и Анной Адельгейм (с позиций антииерархизма и антиклерикализма: у нее иерархия - зло). Обе радикально неправы, ибо зациклены. Ни половое неравенство не является злом, ни иерархия. Но и там, и там носители преимуществ научились конвертировать свои преимущества в личную выгоду. Но - правды ради - следует признать, что и «подчиненные ступени» тоже не отстают. Причем, не всегда по вине высших. Я встречал не только мужиков-подонков, но и женщин-мразей. Причем, и он, и она могли быть прирожденными моральными уродами. Есть такое. Так же точно я встречал не только зажравшихся епископов, но и откровенно подлых мирян, которые даже епископу с безупречной репутацией будут делать гадости - только потому, что он епископ, а они - миряне. Это - психопатология (комплекс неполноценности, позиция «я всегда жертва»).
* * *
Наверняка, у кого-то возникнет вопрос: А каков плод такого участия в Таинстве, когда ты терзаешься? Не будет ли оно в осуждение? - Думаю, любой священник в своей практике имел опыт личного причастия себе, скажем так, в укоризну. Поэтому, такой опыт известен и мне. Но в данном случае все намного сложнее. Сейчас у меня период «Поединка Иакова», когда он боролся с Богом не против Бога, а во Имя Его же Правды, когда Он кричал: «Нет, Ты не должен испытывать меня, а должен благословить меня». Так и я сейчас, во всех постигших меня бедах, кричу: «За что? Зачем? Сколько еще?». Любому нормальному человеку понятно, как мне сейчас больно, и то, что эта боль только усугубляется тем, что я сам лично не могу священнодействовать, т.е. реализовывать свое во Христе Священство!
P.S. Да, на всякий случай уточняю: Лично к о.Григорию никаких претензий не имею. Обращался уважительно, ничего ни с его стороны, ни со стороны причта непочтительного в мой адрес не было. Чтобы кто ни подумал, будто я так огорчен тем, что мне приходится причащаться у о.Григория. Дело не в нем! Любому священнику будет больно, если ему придется не самостоятельно священнодействовать Евхаристию, а принимать из рук своего собрата, стоя на этом таинстве как обычный богомолец.