Dec 28, 2024 06:08
8a. И даже если прекратятся пророчества, умолкнут языки, отнимутся знания.
9. Мы ведь лишь только частично знаем и частично пророчески угадываем.
10. Когда же наступит совершенство, то всякая частичность прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по-младенчески и лепетал, и мыслил как младенец, и как младенец рассуждал. Когда же возмужал, тогда младенческое всё отбросил.
12. Сейчас же видим мы словно загадки в тусклых зеркалах. Тогда же всё лицом к лицу увидим. Сейчас частично познаем, тогда же всё познаем в той же мере, в какой мы сами познаны [Всевышним].
13. Но ныне нам оставлены Вера, Надежда и Любовь, и среди этих трех любовь важнее.
* * *
КОММЕНТАРИЙ
13. Πίστις - это и «вера», но и «верность» (ср. 1Кор 1:9 и 10:13 - «Πιστὸς ὁ Θεὸς», «Верен Бог»). В библейском Откровении Вера - это не «вера в существование Бога». Наоборот - Его бытие (по Писанию) является как раз предметом Знания. А вот верность Этому Богу, о существовании которого ты знаешь - это и есть Πίστις. Только понимая этот нюанс, становится понятным, почему Любовь важнее: если Вера - это не умозрительная вера, а экзистенциальная верность (наподобие верности жены долгое время отсутствующему мужу), то без любви сохранить Верность Завету с Господом невозможно. И без Надежды на то, что увидишь обетования Его сбывшимися!
* * *
Гносеология (1Кор 13:8a-13)
Гимн о любви Павел завершает декларацией об относительной ценности мистических откровений и религиозных знаний. Кажется что уже тогда он понимал, что «знания» не только надмевают (1Кор 8:1), но становятся еще и причиной войн (отнюдь не только интеллектуальных) между «знатоками», решившими доказать руг другу, чье знание круче.
На свою историческую беду, Церковь не услышала великого Павла! Она по сей день отдает преимущество вопросу о «точности» формулировки догмата перед делами любви. Интеллектуальные упражнения, которые доступны только особо искусным (1Кор 11:19), выносятся на широкие массы, а считающий себя «победителем» в чисто философском споре (к примеру, о сущности Божьей или об атрибутах Божества) требует всецерковного признания своей «победы» и своих формул в качестве обязательных для веры.
Между тем, даже апостол-тайнозритель, который был восхищен в небесные чертоги (2Кор 12:1-7), признает частичность и относительность его собственных знаний. Что же говорить об остальных? Причем, совершенное знание Павел предполагает только в Грядущем Вечном Царстве Господа, а не в исторической Церкви! «Мы ведь лишь только частично знаем и частично пророчески угадываем» (1Кор 13:9). Мы плохо услышали Павла, а это - принципиально важные вещи. Если бы умозрительные построения догматических схем остались кабинетным делом особо искусных в философских вопросах лиц, то мы бы не имели сегодня столько «догматических» расколов между частями идентичного апостольского Православия (я имею ввиду, как всегда, Церкви с апостольским преемством, которые природно между собою полностью идентичны - Римская, Византийская со всеми ее отпрысками, Ассирийская Церковь Востока, именуемая «несторианской» и группа антихалкедонитских миафизитских Церквей).
Апостол ставит во главу угла деятельную Верность Завету, Надежду на Бога в нашей жизни, и преданную Любовь к Нему и во Имя Его - друг к другу!