Dec 23, 2024 14:21
В эти дни я работал над переводом этого послания, но не целиком, а фрагментарно. Переведены главы с 10 по 14 и фрагменты 15. Но я буду давать материал немного в другой последователньости. Текст перевода, затем постишные комментарии и богословское эссе. Начнем мы с 1Кор 12:1-11. В этом фрагменте толкователи упустили две принципиально важные вещи, от них и скажем ниже.
* * *
Глава 12
1. Братья, не хочу вас оставлять в неведении относительно духовных.
2. Вы знаете, что когда были вы язычниками, вас словно влекло к идолам бездушным, к которым вы плелись, словно безвольные.
3. Поэтому объявляю вам, что никто из говорящих Духом Божьим, не произнесет анафемы на Иисуса. Как и никто не в силе назвать Иисуса Господом, если не будет пребывать во Святом Духе.
4. У различных же даров Один и Тот же Дух!
5. И у различных служений Один и Тот же Господь!
6. И у различных дел Один и Тот же Бог, для всех всё делающий.
7. Каждому же на пользу дается явное действие Духа:
8. Кому-то Духом дано слово Мудрости, другому же слово Знания, соответственно, Тем же Духом;
9. Иному в Том же Духе вера, другому же дары врачевания Одним и Тем же Духом.
10. Иному - деятельные силы, иному - пророчество, иному же - рассуждения духовные, другому же - различные неизвестные языки, а иному - истолкование этих языков.
11. Всё же это совершает Один и Тот же Дух, по Своему желанию каждого индивидуально наделяющий.
* * *
КОММЕНТАРИЙ
1. В переводах обычно в скобки к прилагат. «духовные» ставят «дары», но контекст говорит о том, что речь может идти ка ко дарах духовных, так собственно и о людях, действующих под воздействием Св.Духа. Потому вводящее в заблуждение «уточнение» мы удаляем.
2. «Ходили» стоит в пассивном залоге, потому я перевел развернуто: «плелись, словно безвольные».
4-6. Интересно, что упущен тринитарный аспект данных стихов: Павел указывает классический путь анабазиса: В Духе - через Христа - к Отцу. Дары принадлежат Духу, Который их раздает, а служения принадлежат Господу, который и устанавливает чины и степени служения Своему делу. Сами же «дела» принадлежат Отцу, который обо всём для всех заботится. Отметим, что в переводах 1Кор 12:6 обычно дается как «действующий все во всех / через всех», в значении «Бог совершает свои дела через людей» (Клеон 2001). Мы не можем согласиться с этим, потому что сам Павел много раз говорит о том, что не все люди в этом мире подвластны воздействию Бога и послушны Ему. Т.е. Бог попросту не может осуществлять Свою волю руками «всех», потому что не все Ему покорны. Но Он все равно заботится обо всех - даже о непокорных, как и говорит Сам Христос: «Я же говорю вам: Любите врагов своих и молитесь о гонителях своих, дабы быть вам детьми Отца вашего Небесного, Который солнцем своим озаряет и злых, и добрых, орошая дождём и праведников, и неправедных» (Мф 5:44-45 в пер. sThg).
10. Греч. ἐνεργήματα δυνάμεων я перевожу как «деятельные силы». тут нет намека на «чудеса» (об этом Павел мог сказать прямо, использовав глагол θαυματοποιέω). Речь скорее просто об обычной физической и силе, которая тоже нужна в общине. Дале ср. 1Кор 14:29. «Рассуждение духов» идет следом за пророчеством, а в 1Кор 14:29 община должна «рассуждать» о том, что сказал пророк.
11. особо подчеркнуто самовластное решение Духа: Именно Он, как Сам пожелает, так и раздает дары. Это ли ни указание всяким отщепенцам, типа «иеговистов», что Дух Святой - это не просто «энергия», но отдельно существующая (от Отца и Сына) Особа?
* * *
Триадология и Пневматология (1Кор 12:3-13)
Интересно, что упущен тринитарный аспект 1Кор 12:4-6: Павел указывает классический путь анабазиса: В Духе - через Христа - к Отцу. Дары принадлежат Духу, Который их раздает, а служения принадлежат Господу (Христу), который и устанавливает чины и степени служения Своему делу. Сами же «дела» принадлежат Отцу, который обо всём для всех заботится.
Так же важно, что в этих стихах, во-первых, все Три Субъекта Троицы представлены как самовластные (но в «своей области») Особи а во-вторых, особо подчеркнуто самовластное решение Духа: Именно Он, как Сам пожелает, так и раздает дары (1Кор 12:11). Это ли ни указание всяким отщепенцам, типа «иеговистов», что Дух Святой - это не просто «энергия», но отдельно существующая (от Отца и Сына) Особа?