«Почему монахи учат мирских брачной жизни»?

Aug 23, 2025 12:06



Этот вопрос - сам по себе уже являющийся наглостью - я постоянно выслушиваю, и он мне порядком надоел! Вот и недавно, когда вышла в свет моя статья о христианском воспитании детей, некто поинтересовался, какой у меня семейный опыт. Поэтому я решил обозначить важные тезисы для решения этого вопроса.

1. Прежде всего, я не только монах, но и священник, который несет пастырское служение на приходе 12-лет. А это значит, что я 12-ть лет стою у аналоя в исповедальне и выслушиваю много всего, даю советы, наставления, высказываю решения и пользуюсь своей священной властью «вязать и решить». Даже если говорить субъективно, мой пастырский опыт в семейных вопросах намного шире, чем у обычного семьянина. Итак, я пишу не как монах, а как священник!

2. На протяжении веков духовническое служение было исключительно делом монашеского клира. Право принимать исповедь и налагать епитимии давалось в Византийской Церкви исключительно иеромонахам (а в Римской Церкви всегда отсутствовало женатое священство). Право женатым протоиереям принимать исповедь греки стали давать только в поздней период османского ига - по чисто практическим причинам: на широких просторах от одного храма до другого почти не было монастырей (османы загнали монахов на Афон, Патмос, Хиос и т.д.), а потому пришлось давать женатым пресвитерам право принимать исповедь.

3. Наконец, почему учитель должен исходить из реалий собственного субъективного опыта? Субъективизм и эмпиризм - сомнительные советчики! Они как раз говорят о том, что человек склонен искать оправдания тому, что для него «приятно», а объективный беспристрастный судья - тот, кто вне круга твоих плотских «интересов». Именно поэтому врач не лечит самого себя, а мы не спрашиваем у лечащего врача - переболел ли он сам «этой болячкой». Именно монашеское духовенство, свободное от плотских интересов мирян, может объективно судить многие субъективные стороны личной жизни своих духовных чад.

4. Так же обсуждаемый вопрос вызывает недоумение с богословской стороны: сейчас об исихазме, о монашеском богословии пишут семейные авторы (о.И.Мейендорф, А.И.Сидоров, А.Г.Дунаев), прекрасное исследование о мистике Григория Нисского сделала замужняя чешская ученая Л.Кафирова. Мы же не возмущаемся данными фактами, а наоборот принимаем с благодарностью труды ученых теологов. Почему теологические труды монахов о браке вызывают такую неадекватную истерику среди мирян?

5. Апелляция к «опыту» у неомодернистов выхвачена из контекста святоотеческой письменности монашеской, в которой много делается предупреждений касательно важности личного глубокого опыта у старца, чтобы передать его ученику. Но разница между монашеским деланием и супружеством в том, что монашество есть житие сверхъестественное, и его делание - мистическое делание, мистический опыт. Брак же есть состояние естественное и подзаконное (ибо ветхозаветное в сути своей). Запомните важную вещь: никакой особой «мистики брачных отношений» в христианстве никогда не было, нет и не будет, потому что мистика касается вопросов сверхъестественных. Искать мистику в естественном - язычество! У супругов может быть только путь общехристианского мистического опыта - Таинства Церкви, ну и «мистическое делание» монахов (т.е. причастность супругов к монахам, а не наоборот). О делах же подзаконных и естественных имеет право судить тот, кто изучил порядок этого закона, т.е. каждый священник. Говоря «каждый» я имею ввиду его сакраментальную власть судить эти вопросы. Априори предполагаю знание учения Церкви по этим вопросам. Отсутствие последнего снижает пастырскую эрудицию священника, но не лишает его сакраментального права. Однако это никак не связано с его семейным положением.

6. Наконец, сама постановка вопроса свидетельствует о заглушенном страстном истерическом протесте: Когда пастырь, как опытный хирург, задел больное место, горделивый мирянин, вместо того, чтобы осудить свое собственное состояние, переходит к о(б)суждению личности пастыря! Когда нет аргументов по существу высказанного священником, начинают оспаривать само право этого священника высказываться по данному вопросу. Глупая детская истерика! Пора бы мирянам знать свое место в стойле Господнего стада!
Previous post
Up