Трагедия буддизма, трагедия пантеизма, трагедия атеизма: тупик антропоцентризма.
Я сейчас много уделяю внимания чтению буддийской и даосистской философии (например тут:
https://vk.com/putidamo). В ней есть своя человеческая глубина, в ней много человечности, гармонии с природой, чуткости к мирозданию. Но в ней есть самое страшное, что может случиться с чистым, честным и прекрасным человеком - отсутствует познание Бога. Вся эта философия пропитана чувством страшного одиночества: к кому бы не обращался человек по-философски - к безликой природе или к другому человеку - он все равно остается одиноким, потому что не познан Тот, Кто является Первообразом человека. Пантеизм и атеизм - побратимы. Когда ты обожествляешь "все" и "все" считаешь Богом, тогда тебе останется неведомым Тот Единственный Истинный Отец, Который стоит за пределами всего, и Который сказал обо всем нам через Сына и излил на нас Духа, открывающего нам не столько красоты природы (их мы должны постигать своим естественным умом), сколько неизъяснимые красоты того, что за пределами творения - Бога! Ни в пантеизме, ни в буддизме (=атеизме) нет Того, Кто обращается к тебе лицом к лицу и протягивает в Своей руке все творение тебе, человеку, в дар - как это сделал Отец по отношению к Адаму в раю. Один буддийский автор сказал: "Всему говори спасибо за все". "Всему", т.е. вещам. Но нет Того, Кого мы благодарим за вещи и житейский опыт. Философской глубине атеизма (буддизма, а так же Сартра и др.) и пантеизма (оккультной эзотерики) не хватает Божественной Полноты Откровения Слова.
Но не имея познания Бога, нельзя правильно понять и человека. Исключив реального Бога из полюсов нашего бытия, пантеизм и атеизм приводит человека к сатанинскому эгоцетризму, который называется "антропоцентризмом". Вот классический пример:
"Мы считаем, что библии и религии божественны, - я и не отрицаю. Я лишь говорю, что все они проросли из тебя и могут прорасти новые, И источник жизни - не они, источник жизни - ты, Как листья растут на деревьях, а деревья растут из земли, Так они растут из тебя" (Фрэнк Кинслоу).
Т.е. не мы растем из Бога и Его Слова, а "бог" растет из нас. Большего богохульства и помыслить невероятно. Откровение о Боге - это не то, что происходит в нас, а то, что нам адресовано. Оно не из нас рождается, а в нас врывается из запредельного бытия. И это не воздействие внешних объектов ("нечто"), а воздействие Живого Слова, Которое изрекает Некто.
Недавно, разговаривая с буддистом (который назвал будду "нашим Иисусом"), я спросил, чей сын будда и кого он являет как отца? Мне был дан ответ: Он сын индийского царя, но он порвал с прошлым и никого не являет в своей жизни как отца. Я пояснил, что мой вопрос имел ввиду другую плоскость: Иисус пришел в этот мир, чтобы открыть нам Лик Отца, к которому и обращен Он Сам как Сын, и в Котором и через Которого нам указан путь к Отцу. Куда указывает путь будда? Буддист заявил, что он указывает путь в нечто такое, где нет никаких лиц, общения и вообще вечная пустота и покой одного человека. Человека вечного одиночества. Т.е. буддизм не в силах сказать об Отце, а человек остается один на один с пустотой.