Василий Великий, святитель. Слова подвижнические. Слово о Суде Божьем.

Nov 25, 2014 14:21



Весьма актуальное сегодня слово. Его бы прочитать каждому.
1. Святитель начинает с нестроения в Церкви, изыскивая причины оного. Причину он видит одну-единственную: каждый свое собственное вѝдение, свое собственное субъективное понимание, свои "богословские мнения" ставит паче Истины Слова Божьего. Наше современное квази-церковное сознание растлено «плюрализмом мнений» и боится, как дьявол церковного ладана, догматов Истины! Между тем Павел разномыслия (точнее - ереси) считает не нормой, а горестным фактом естественного роста. Мы же сегодня гордимся своими ересями, как великими достижениями в богословской науке! Святитель убедительно показывает, что при разномыслии не может быть благоустроения! Представим себе, что на море экипаж корабля начнет спорить с капитаном и требовать «прислушиваться» к мнениям каждого члена команды - доплывет ли корабль к пристани? Так и в Церкви, да и в обществе! Дерьмократия - это власть крикунов, которые все только разрушают, а не созидают. Конечно, в Церкви (да и в обществе) речь не может идти о достижении согласия искусственным методом, "веры по приказу". Святой говорит о необходимости внутреннего и внешнего "обновления ума" у каждого члена Церкви.
2. Святитель очень ярко и убедительно опровергает расхожее по сей день мнение, будто бы существуют грехи "простительные". Грех - это яд, отрава, которая лишает человека внутренней цельности. Для полноценного осуществления Правды Божьей в мире человек должен иметь чистые помыслы и быть чужд всякого внутреннего конфликта в себе, всякой расколотости и раздвоенности. Не может быть и речи о "ссоре разума с сердцем".
При чтении этого Слова (поистине богодухновенного и священного) возникает два вопроса:
1. Почему, по слову Иисуса, раб, не знавший волю Господа, все равно будет бит? Иными словами, почему даже у Бога незнание закона не снимает ответственности? - Мое понимание таково: Каждому человеку в Священном и Божественном Помазании Святым миром дан дар ведения Бога - дар Духа Святаго, а потому неведение Бога для каждого, кто считает себя рабом Господним, уже есть непростительный грех. Разве извинительно, что раб не потрудился узнать волю своего Господа? Разве простительно, что очищенный Духом в купели крещения человек не соблюл чистоту души и тела настолько, чтобы живо чувствовать и слышать Слово Христа?
2. Как сама Церковь пришла к такому бедственному положению, которое описывает в своем слове святитель, и которое наблюдаем мы в своей жизни? Я имею ввиду вот что: Василий на примерах из Писаний указывает на благодатные дары и обилие Правды Бога в жизни апостольской Церкви: грешник, едва только умыслил сделать зло, тут же обличался Духом Святым (пример Анании и Сапфиры). Почему же прекратилось это действие Духа Святаго? Почему предстоятели Церквей, по словам святителя, стали разногласить и спорить меж собою? - Я думаю, что тут следует вспомнить слова Павла о том, что "духи пророков послушны пророкам". Заметим, не наоборот - не пророки идут с фатальной неизбежностью оракулов возвещать веяние Духа, а наоборот - сами пророческие дары подчинены личному изъявлению лица, носящего сии дары. А значит, не Дух оскудел и не дары Его прекратились в Церкви, а сами носители даров перестали руководствоваться Его дарами. Так наличие лжи и лицемерия вместе с корыстью и финансовыми аферами в жизни народа церковного существует не потому, что Бог больше не открывает эти грехи судьям в Духе, а потому что сами судьи в Духе порою играют в человеколюбие и вместо отсечения гнилого члена (как Петр отсек Ананию и Сапфиру), проявляют "человеколюбие". Порою же предстоятели и сами заражены этой заразой. Таким путем грехи проникли в тело Церкви...
Previous post Next post
Up