Feb 25, 2016 09:30
Почему происходят «бархатные революции»? Почему людей так легко ввести в заблуждение относительно благотворности навязываемых перемен? Существуют ли какие-то функционирующие механизмы или инструменты в обществе, которые можно применить для распознавания и неприятия вредоносных начинаний?
Предлагаю читателям к обсуждению и осмыслению некоторые соображения по этим вопросам, не претендуя на научность излагаемого материала, а ориентируясь на общеизвестные вещи и здравый смысл, рассчитывая, что эта статья может стать прологом к серьезному научному исследованию.
О благих намерениях большинства людей.
Прежде всего выскажу свое мнение относительно людей, которые являются движущей силой таких революций. Я верю в то, что каждый человек желает только хорошего себе и близким, что в каждом есть любовь к себе и ближним, каждый хочет установления некоего блага. Однако, во-первых, у разных общественных групп представления о благе могут быть различны, а у каждых отдельных людей тем более. А во-вторых, я не питаю иллюзий относительно отсутствия вообще людей с ярко выраженной по тем или иным причинам зловредной направленностью, они существуют, их крайне мало, однако один такой человек способен нанести колоссальный вред искренне благим устремлениям окружающих. Назовем таких людей ЧЭ (черные элементы). Мотивация людей ЧЭ представляется либо меркантильной, что чаще всего, когда ЧЭ работает за деньги, а остальное его не интересует, либо идеологической, что значительно реже, ЧЭ работает, вдохновляясь деструктивной идеей и осознает ее как деструктивную. Основной же актив вдохновляясь деструктивной идеей осознает ее как созидательную в конечном счете, пусть даже ценой некоторых разрушений.
О легкомысленности общества по отношению к самому себе.
И общество, и человек являются сущностями, сочетающими в себе как идеальную, так и материальную составляющую. Вероятно, есть и другие компоненты, но здесь я затрону только эти. Примем во внимание взаимосвязь материального и идеального, а также взаимное их воздействие.
Материальной составляющей человека является его тело, идеальной - вся совокупность идеальных конструкций: мысли, идеи, вера, комплексы, фантазии, мечты и так далее, объединенных в систему, взаимодействующих в рамках этой системы друг с другом и с внешним миром, за приделами самого человека.
Материальной составляющей общества являются сами люди, идеальной - также системная совокупность идеальных конструкций, порождаемых, модифицируемых и принимаемых, либо отвергаемых отдельными людьми. Естественно, идеальная система как человека, так и общества имеет свое ядро и периферию. Вместе с тем, материальной составляющей общества является все, что может быть носителем идеальной составляющей общества, то есть носители информации начиная от произведений искусства, выраженных в материи и заканчивая чисто техническими средствами, сохраняющими и передающими информацию, которые в современности приобретают все большее значение.
Появляется человек на свет и в первую очередь он осваивает материальную составляющую свою и окружающую, в процессе на этом основании строится идеальная составляющая. То есть, формируются, так сказать первичные аксиомы, некие «да» и «нет» основанные на опыте тела - здесь больно, здесь тепло, тут вкусно, тут дурно пахнет и так далее. Далее они, естественно, усложняются, сплетаются с идеальным и взаимно влияют друг на друга, но зафиксируем, что они есть и выражены однозначно и четко. Ведь никто в здравом уме не будет отрицать, что падение с высотного здания смертельно и так далее и тому подобное. Здесь я не пытаюсь сказать об очевидных вещах, а обращаю внимание читателя на то, что у человека в процессе его развития возникают однозначные представления и все, кто эти однозначные представления оспаривает, считается, мягко говоря экстравагантным, а проще говоря психически нездоровым.
Возникают однозначные представления как материального, так и идеального характера, и если материальные не подвержены изменениям, то идеальные под влиянием внешних факторов могут меняться. Вместе с тем, многие стержневые однозначные идеальные представления берут свое начало в материальной составляющей человека. Например, сынок, не бей Васю, ему будет больно, помнишь, как тебе было больно, когда Коля тебя ударил. Таким образом, первичным фундаментом для формирования однозначных идеальных представлений в человеке является материальное, телесное, поскольку оно неопровержимо в самоощущении.
Имеет ли такую же неопровержимость в самоощущении общество по отношению к своему материальному, осмелюсь предположить, что нет. Как пример: моя хата с краю ничего не знаю или своя рубашка ближе к телу. Да и многогранность «тела» общества и форм его существования не способствуют однозначности представлений, основанных на материальной составляющей общества. Таким образом, приходим к выводу, что общество по сути своей менее материально однозначно и обусловлено, чем человек и более в своих решениях опирается на идеальное, чем на материальное еще и потому, что большинство общественных решений не имеют сиюминутного ярко выраженного эффекта на материальное «тело» общества, а уж тем более на отдельных его членов.
Вместе с тем, я убежден, что задача и отдельного человека, и общества в том, чтобы достичь состояния, когда однозначные представления опираются на гуманистическое идеальное и в достаточной степени проработаны, чтобы построить гуманистически ориентированное общественное устройство.
Таким образом, фундаментальные механизмы и инструменты, направленные на сохранение общества и государства, лежат в идеальной плоскости. Степень живучести общественных организмов сильно зависит от наличия или отсутствия идеального стержня, поскольку они представляют собой в большой степени идеальные конструкции. А сегодня мы имеем некоторую невнимательность, легкомысленность, недальновидность современного общества по отношению к самому себе. Однако так было не во всех известных истории обществах, да и не во всех современных общественных структурах так есть сейчас.
Вселенский собор, как пример инструмента создания однозначных представлений.
Что же мы можем противопоставить общественному легкомыслию? Ведь любая попытка более или менее жестко зафиксировать однозначные представления в наше время сразу же обзывается проявлением нетерпимости, тоталитаризма, экстремизма, терроризма, ущемлением прав и свобод человека (ребенка, если речь идет о твердости в семье) и так далее. А те однозначные представления, которые зафиксированы и признаны современным человечеством с подачи Запада, я имею ввиду концепции демократии, прав и свобод человека и гражданина и прочее, все более очевидным образом не справляются с декларируемыми ими же самими задачами построения справедливого общества, не говоря уже о том, что становятся инструментом ведения войн и всячески искажаются в угоду сильным. Или эти идеальные конструкции (демократия и пр.), наоборот, очень хорошо выполняют поставленные их распространителями цели?
Следовательно, отдельному обществу, стремящемуся к гуманизму, необходим другой, модифицированный по сравнению с современным набор однозначных представлений.
Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер» затрагивает тему продолжительности существования общественных организмов. Йозеф Кнехт знакомится бенедиктинцем ученым, отцом Иаковом, который делится с ним своим мнением относительно научного ордена Йозефа и сравнивает его с церковью. При этом отмечает невысокую жизнеспособность ордена как исторического субъекта и ставит в противовес ему церковь, которая на исторической арене действует почти 2000 лет, преодолев при этом немало трудностей.
Так давайте обратимся к этому, прожившему уже немалую жизнь историческому субъекту. Какие существуют механизмы защиты идеального ядра? Я не обладаю сколь-нибудь глубокими познаниями в богословии, однако по существу сразу на ум приходят Вселенские соборы.
Серафим Слободский в «Законе Божием» пишет:
«Вселенские Соборы - собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.
На этих Соборах присутствовали главы поместных Церквей или их официальные представители, а также весь епископат, представлявший свои епархии. Догматические и канонические решения Вселенских Соборов признаются обязательными для всей Церкви. Для усвоения Собором статуса «Вселенский» необходима рецепция, т. е. проверка временем, и принятие его постановлений всеми поместными Церквями. Случалось, что под жестким давлением императора или влиятельного епископа участники Соборов принимали решения, противоречащие евангельской истине и церковному Преданию, со временем такие Соборы Церковью отвергались.
Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.»
Налицо конвенционализм, в случае церкви, подкрепленный религиозными основаниями, некий общественный договор об однозначности тех или иных основополагающих христианских представлений. При этом, ранее не требовалось утверждать их однозначность при помощи Вселенского собора, а когда такая необходимость возникла, в целях ли борьбы с ересью или утверждения каких-либо иных положений, Вселенский собор однозначно разрешал все наболевшие вопросы. То есть, шел в ногу со временем и отвечал на вызовы современности.
О необходимости привести общественный договор к состоянию, адекватному современности.
А теперь постараемся найти нечто подобное по силе, по легитимности в светской жизни. В первую очередь на ум приходит верхняя ступень законодательства (Конституция, фундаментальные международные акты), которые выражают сложившийся общественный договор. Однако в них мы не находим той степени однозначности описания процессов, которая необходима для выработки иммунитета к оранжевым революциям.
С другой стороны, допустимо ли на законодательном уровне устанавливать морально-этические ценности? Ну, фактически ряд фундаментальных ценностей таким способом уже установлен, поэтому проблемы я здесь не вижу. Если необходимо расширить круг фундаментальных ценностных ориентиров, установленных на конституционном уровне для защиты суверенитета страны, тогда почему бы этого не сделать соответствующим законным способом.
Вместе с тем, механизм их принятия сложен, неповоротлив и прихотлив, поэтому без соответствующей «подготовки почвы» и затрат уймы времени здесь не удастся добиться нужного результата.
Существуют и иные факторы, благодаря которым формируются однозначные представления - это, прежде всего, объективный исторический опыт, соответствующие произведения искусства, серьезные научные исследования и обсуждения, в том числе аналитического характера и многое другое, чему можно посвятить отдельную статью или научную работу. Здесь же скажу, что все эти факторы необходимо включить в инструментарий формирования однозначных представлений у людей, каждый из факторов должен занять свое место, тогда можно будет путем специальной процедуры включить ряд однозначных представлений в общественный договор.
Таким образом, необходимо включить в общественный договор однозначные представления, смысловые конструкции, позволяющие подавляющему большинству населения ориентироваться в современном смысловом поле и адекватно реагировать на современные вызовы. И конечно эти однозначные представления должны быть в духе развития, восхождения человека и гуманизма, должны быть нерукотворны, а обнаружены в культурном ядре народа, в историческом опыте, в русском духе.
Будет ли механизмом, включающим в общественный договор, конституционный механизм или какой-либо иной, вопрос открытый, это также может быть некая декларация или программа, но, она должна быть легитимирована большинством населения, представителями всех слоев общества и всех взглядов. Какие именно однозначные представления следует включить в общественный договор столь серьезным образом, тоже вопрос, требующий всестороннего обсуждения, но ясно одно: тот легитимный круг понятий, принятый на данный момент человечеством, недостаточен для гуманистической направленности восхождения и развития человека.
Для этого в указанном процессе должны принять участие самые широкие слои населения и тогда людям ЧЭ не удастся собрать актив под деструктивные идеи, замаскировав их благими намерениями, ведь у людей уже будет современный адекватный инструментарий оценки замаскированных деструктивных идей и ответа на такие вызовы.
бархатная революция,
вселенский собор,
общественный договор,
цветная революция