Экономические реформы в Саудовской Аравии - туфта

Sep 13, 2017 16:42


                     

Если внимательно проанализировать политические и экономические инициативы Мухаммеда бен Салмана, вывод напрашивается сам собой: 32-летний наследник саудовского престола - неудачник, каких мало.
Имея в своем распоряжении колоссальный финансовый ресурс и внушительный кредит доверия, он так и не смог довести до логического конца ни одно из своих начинаний. Провальной оказалась идея по созданию так называемого «арабского НАТО», страна увязла в Йемене и ничего не получила от поддержки боевиков в Сирии, хотя вложила в это сомнительное предприятие немалые деньги. Но самое главное, что с каждым днем все призрачнее становится вероятность успеха экономических реформ в королевстве.

Изначально планировалось до 2020 года представить первые результаты амбициозной программы по диверсификации саудовской экономики «Видение Королевства Саудовская Аравия 2030 года», но теперь эта дата перенесена на 25-й год. То есть все более очевидно, что план катится в тартарары.

Напомню, основной целью программы является снижение зависимости КСА от экспорта нефти (поставки «черного золота» составляют около 90% от всей экономики страны). Для обеспечения желаемого результата, согласно программе, Эр-Рияд намерен заняться привлечением инвестиций, развитием туризма (как это сделали соседи в ОАЭ), поощрением малого и среднего бизнеса, альтернативными источниками энергии и даже продажей оружия. Однако многие экономисты, понимающие, что из себя представляет Саудовская Аравия, утверждают, что это средневековое королевство просто неспособно реализовать ни один из вышеперечисленных пунктов. Даже банально с финансовой точки зрения Саудам не потянуть «Видение 2030» - сейчас государство терпит серьезные убытки в связи с падением цен на нефть.

Относительно развития туризма в Саудовской Аравии я уже не раз говорил, что это навряд ли. Даже в регионе КСА не пользуется особой популярностью. Что уж говорить о западном туристе: на пляже как следует не позагорать, никакого алкоголя (этот фактор, на минуточку, иной раз становится определяющим в выборе тура), женщины и мужчины не могут находиться в одном помещении и так далее. Вряд ли наследный принц рискнет пожертвовать религиозными устоями, а если даже и рискнет, велика вероятность, что за этим роковым решением последует конфликт внутри страны, что, опять же, сделает ее еще менее привлекательной для туристов.

Что до прямых иностранных инвестиций, то не совсем понятно, откуда такая железобетонная уверенность в том, что они польются в Саудовскую Аравию рекой? Разве Эр-Рияд сделал для этого что-то экстраординарное, как, например, Сингапур? Там что, полностью побороли коррупцию и бюрократию? Там избавились от опостылевшей всем клановости? Может в КСА бизнес стало вести также легко и приятно, как в Швеции? Ну и, опять же, как быть с бесконечными запретами, порой нелепыми и не имеющими ничего общего с исламом?

Определенно, бен Салман серьезно поспешил, когда в 2016-м году собрал на презентации проекта «Видение 2030» журналистов из разных стран мира и с помпой представил им свой «грандиозный замысел». Он пообещал невозможное, заставил народ поверить в экономическое чудо, будто КСА через 10 - 15 лет и правда сможет занять место в первой десятке самых конкурентоспособных экономик мира. Теперь же, когда постепенно приходит осознание невозможности реализации этой идеи в условиях хромающей экономики, сроки приходится переносить, а планы регулярно корректировать.

К слову, сама по себе идея бен Салмана не новаторская. Изложенные в «Видении 2030» тезисы - банальные неолиберальные штампы, не предусматривающие политических и культурных особенностей Саудовской Аравии. Стать вторым Дубаем? Зачем, когда есть вполне себе неплохой первый. Сделать упор на частный сектор, сократив при этом количество подданных в государственном? Это автоматом нарушит негласный общественный договор, предусматривающий обеспечение высокого уровня жизни местным лентяям, неготовым к реальной работе в условиях конкуренции, в обмен на их лояльность королю. Да и в этом случае речь идет уже не столько об экономических изменениях, сколько об изменениях в сознании людей, не привыкших работать. Вряд ли изменить человеческое мировозрение удастся до 2020 или даже 2030 года.

нефть, Салман, КСА, экономика, Саудовская Аравия, ваххабизм, Эр-Рияд, Видение 2030

Previous post Next post
Up