Давид Дасания. О значении этнонима «черкес»

Jan 16, 2012 16:39



Приходится удивляться толстолобости отдельных «адыгских» авторов многочисленных наукоподобных постов на различных форумах в глобальной сети. Почему я беру слово «адыгских» в кавычки? Вот мой ответ: я не уверен в том, что авторами этих постов являются адыги. Я не верю в то, что они сидят сегодня в Интернете с утра до вечера с целью внесения раскола между нашими народами. Ведь посмотрите с какой животной страстью они издеваются над абхазскими пользователями Интернета. Они оскорбляют нас, наших предков, матерей и женщин, лишают нас нашей этнонимики, присваивают себе нашу топо-гидронимику… Я не буду приводить здесь нагромождение грязных цитат с их форумов. Тот, кто ими интересуется, тот найдёт. Сегодня День Рождества Христова. И, как православный христианин, я прощаю всех тех, кто полощет моё имя.
Кстати, слова критики в свой адрес я получаю как от недоброжелателей, так и от друзей. Успокою своих недоброжелателей: никакой я не «черкесофоб», так как у меня нет этих самых фобий. Заявлю своим друзьям: вы отмечаете мою толерантность и долготерпение не зря. И эти парни, которые каждодневно вспоминают моё имя с ненавистью, в принципе, когда-нибудь поймут, что были неправы. Благодаря им я стал терпимее. Этого как раз мне, видит Бог, не хватало. Я успокоился. Конечно же, поноса с их стороны не убавилось. Наоборот… Но в этой связи я хочу обратиться к своим соотечественникам, молодым абхазам и абазинам: не надо впрягаться в конфликтные ситуации, будьте терпимее к своему оппоненту, никогда не оскорбляйте своих адыгских братьев, ибо не адыги всё это делают. И, если даже кто-то из них адыг по крови, это не значит, что он адыг по своей душе и сердцу своему. У абхазов и адыгов главное в жизни и психологии «аҧсы» (псэ) - душа, «агәы» (гу) - сердце… И эти слова у нас с адыгами однокоренные! Нужно ли иного подтверждения нашему братству?
Да, я толерантен к чужому мнению. Часто я бываю не согласен со своими друзьями, знакомыми, но никогда, если человек меня не оскорбил первым, я не унижаю его достоинства. Я просто не могу обидеть человека, даже если он заслуживает этого. Вот мне вчера по Интернету напомнили о мнении Леонарда. Я знаю этого человека, но никогда с ним не встречался. С озвученным мнением его я не согласился. Но и удалять его пост не стал: это мнение, которое было высказано без оскорбления. Это всего-навсего версия, гипотеза, мнение, которое может быть принято, может быть нет. Это дело будущего. Но нельзя ломать чужое мнение только потому, что оно «чужое». Вот один из «адыгских» пользователей обвинил меня в потакании Леонарду, а сам Леонард, скорее всего, обиделся на меня потому, что я не поддержал его мнения.
Теперь хочу возвратиться к самой теме об этнониме «черкес» и его значении. Безусловно, вне всяких сомнений, сегодня этот этноним на Кавказе обозначает только адыгов, весь братский адыгский народ - адыгейцев, кабардинцев и черкесов, проживающих в трёх республиках Северного Кавказа - в Адыгее, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Сегодня наши братья хотят объединить свой народ, язык и культуру, сохранить себя и возродиться. Это благородная цель. Для этого они решили в качестве своего иноназвания принять общее, единое обозначение «черкесы». И нам ли, абхазам и абазинам, противодействовать этому?! Конечно же, нет. Но, когда нам прямо заявляют: вы, абазы, либо признаёте себя черкесами (а в этом смысле они подразумевают только этноним «адыги»), либо - «безродные», без одежды, культуры, истории и территории, то у нас возникают резонные вопросы.
Неужели адыгские историки забыли, что значение термина «черкесы» распадается на три категории: в самом широком смысле «черкесы» - это все жители и народы Северного Кавказа, в чуть более узком и наиболее полном смысле «черкесами» обозначались абхазо-адыгские народы и, наконец, в самом узком и с новейшего времени самым распространённым значением этнонима «черкесы» стало обозначение адыгов-черкесов - жителей Карачаево-Черкесской республики. Если вы, представители адыгской молодёжи, не верите мне, то спросите своих старших: пожилых и авторитетных адыгских историков. Стали бы абазины, численно превосходившие черкесов КЧР в период создания автономной области, соглашаться на название «Карачаево-Черкесская», если не считали себя одним из черкесских (абхазо-адыгских) народов? Конечно, не стали бы. А стали бы абхазы входить в Международную Черкесскую Ассоциацию, если бы под словом «черкесы» учредители этой организации не считали все абхазо-адыгские народы? Конечно же, нет, не стали бы. Так, об чём разговор-то?
Сегодня и в Турции вся абхазо-адыгская диаспора считает, что «черкесами» являются абхазо-адыги или адыго-абхазы, как душе угодно. Это вызывает на Северном Кавказе у молодёжи бурю эмоций. Напрасных, я бы сказал эмоций. Напрасных с исторической и строго научной точки зрения. Если не верите, то прошу зайти в архивы, поднять материалы российских и зарубежных источников.
Приведу свои доказательства правоты единственно верной точки зрения.

Факт первый. М.Я. Ольшевский об этнониме «черкесы» как о собирательном термине. «Западный Кавказ, или пространство, заключающееся между Черным морем и впадающими в него Ингуром и Кубанью, был известен в глубокой древности. Обитатели его у греков и римлян носили различные названия, смотря потому, где находились их колонии. Так за несколько сот лет до настоящего христианского летосчисления, встречают у древних географов названия народов: абзне, зихов и аид-ахой. Не суть ли это настоящие абхазцы, джигеты и адыге? Эти же народы были известны и под общим именем «черкесов» Не касаясь происхождения черкесов в историческом отношении и не останавливаясь на происхождении этого названия в этимологическом смысле, не могу умолчать здесь о том обстоятельстве, что еще не так давно мы, русские, разумели под черкесами всех немирных обитателей Кавказа. Подобно тому, как у нас, на Руси, не только в былое время, но и теперь в простонародьи называют жителя Запада - будь он англичанин или француз - немцем, а жителя Востока - будь он персиянин или индеец - татарином, так назывались «черкесами» без различия все горцы. Названием «черкеса» окрещивались чеченцы, осетины, кабардинцы и все другие жители Кавказа, занимавшиеся разбоем и хищничеством. Такое название черкес для всех кавказских горцев существовало еще в первой четверти настоящего столетия не только в разговоре, но и на письме. Часто встречалось читать о черкесах, нападающих на проезжающих по Военно-Грузинской дороге, или на Тереке, тогда как об них там не было и помину. В актах же прошлого и предшествовавших столетий и не упоминалось о существовании чеченцев и лезгин. Отчего же мы, русские, все население Кавказского хребта принимали за один народ? Оттого, что мы прежде всего познакомились с черкесами и вообще с жителями Западного Кавказа, которые в совокупности с крымскими татарами беспокоили южные пределы нашей империи. Между тем настоящие жители Западного Кавказа никогда не называли себя «черкесами». Они называли себя или «адыге» или по именам тех обществ, к которым принадлежали; а эти последние преимущественно назывались по именам своих родоначальников». Текст воспроизведен по изданию: Записки М. Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 г. // Русская старина, № 4. 1895.



Факт второй. Для начала откройте в Интернете картинку Г. Гагарина «Совещание черкесских князей». Обратимся к фрагменту из книги Э.Г. Аствацатурян: «Термин «черкесы» употреблен здесь (в картине Гагарина «Совещание черкесских князей». - Д.Д.) в широком северокавказском смысле. На самом деле рисунок следовало бы назвать «Совещание абхазских предводителей». Рисунок создавался в Сочи в 1841 г. и отражает конкретные события этого года. В центре стоит пожилой князь в белой черкеске. Это абхазский князь Гечба Арсланбей, выдающийся политический деятель, влиятельный представитель князей Гечба, владевших приморской частью г. Сочи. В конце XVIII в. Гечба Арсланбей был Сухумским наибом. Личность этого князя собственноручно подтвердил Г. Гагарин на одном из набросков к этому рисунку. Крайний слева - выдающийся политический деятель Кац Маан. Он был первым министром при дворе владетельного князя Абхазии. На русской службе достиг чина генерал-майора. Он - решительный командир, гибкий дипломат, общительный и прозорливый собеседник, жестокий подавитель любого мятежа. Невысокий аристократ с остренькой бородкой - князь Аублаа Али Ахмет - владетель Сочи. Справа от кн. Гечба Арсланбея стоит князь Зосхан Амарщан. Ему принадлежал Дал - труднодоступный край в центре Абхазии. Он был сторонником русских и подписал клятву, данную русскому царю в 1837 г. Был убит 7 октября 1841 г. в сражении с абхазами, противниками русской власти. Из-за спин выглядывает молодой княжич Ростом Инал-ипа. Он принадлежал к роду, владевшему замлями в нижнем течении Бзыби. Молодой князь Ростом Инал-ипа воспитывался в доме своего аталыка - предводителя убыхов Хаджи Керантуха. Абхазские князья стоят в окружении своих телохранителей, которые набирались из личных дворян. Художник зарисовал их с натуры в Сочи и Адлере во время событий 1841 г. В это время владетель Абхазии Михаил Чачба, оказывая услуги русскому правительству, старался склонить предводителей Малой Абхазии и черкесского племени убыхов прекратить сопротивление и покориться. Весной 1841 г. его миротворческие усилия были особенно активными и успешными - 4 мая было заключено соглашение с убыхами, 12 мая принес присягу на верность российскому престолу князь Аублаа Али Ахмед. Г. Гагарин изобразил группу участников сочинских переговоров, происходивших в мае-июне 1841 г.».Факт третий. Из статьи М.М. Алхасова, кандидата социологических наук: «Одним из главных предметов посягательства является абхазо-адыгская национальная мужская одежда - «черкеска», название которой говорит само за себя. Однако за последние десятилетия предпринимались неоднократные попытки со стороны грузин, осетин, казаков и других присвоить себе происхождение черкески, которую на родном языке черкесы называют «адыгэ фащэ» - «адыгская форма одежды» (абхазы именуют черкеску - «апсуа матва», то есть «абхазской одеждой». - Д.Д.). Все народы Кавказа и казаки позаимствовали ее у абхазо-адыгов - черкесов». (См.: http://archivesjournal.ru/?p=398).

Факт четвёртый. Из статьи доктора наук Р.Ю. Намитоковой «Черкесы и черкесский антропонимикон»: «Черкесы - один из древнейших коренных народов Кавказа. IV тыс.до. н.э. - начальный этап в истории черкесов (абхазо-адыгов) на территории Западного Кавказа, предки которых были выходцами из Малой Азии и по происхождению связаны с хаттами/хеттами».
Факт пятый. А вот сведения Иоанна де Галонифонтибуса (ХV в.) касательно «белых» и «чёрных» таркасов (черкесов): адыгов и карачаевцев: «Страна, называемая Зикией или Черкесией, расположена у подножия гор, на побережье Черного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов; многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют собственных глав. В стране нет городов, равнины там небольшие, и горы, которые тянутся до самих Каспийских гор, очень высоки. Здесь живут две группы народов: белые и черные таркасы. Слово «черный» означает только название народа, но не говорит о цвете его кожи. Горцы именуются черными, а те, кто живут в долинах и на побережье моря белыми таркасами. Никто никогда не посещал этих черных и они сами никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль. Они имеют свой собственный язык и свою письменность. Что касается религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды».
Факт шестой. Эмили д`Асколи - католический монах Доминиканского ордена пишет: «Масло по большей части нагружается в Тамани или Матрике - главном порте Черкесии, подвластной турецкому падишаху и управляемой каффским пашой. Из Татарии, Черкесии и Менгрелии доставляют в Константинополь много рабов. Но со всем тем торговцы Черного моря богатели и богатеют в двух главных морских стоянках более, чем в других. Одна из них Аббаза, приморский город Чиркасии, стоит на самой границе Менгрелии, так что под именем абазы они посещают и менгрельские стоянки».
Факт седьмой. И вновь о карачаевцах как о «черкесах». Жан Тавернье пишет:: «У подножья Кавказа на север живет еще несколько народов, так называемые карачаевцы или карачеркасы, т. е. черные черкесы. Они носят такое имя не потому, что они черного цвета, ибо они очень белые, но, может быть, оттого, что в их стране небо постоянно облачное и темное. Язык их тюркский, но они так быстро говорят, что человек с трудом поймет их. Меня очень удивило, что карачаевцы одни среди стольких варварских языков, на которых говорят окружающие их народы, могли так чисто сохранить тюркский язык; но когда я вычитал из Кедрина, что как раз с северной стороны Кавказа вышли гунны, от которых происходят турки, то догадался, что эти карачаевцы то колено гуннов, от которых выделились турки, и что по этой причине они до сих пор сохранили свой древний язык».
Факт восьмой. Дмитрий Константинович Кантемир, известный государственный деятель Молдавии и России, друг и соратник императора Петра I, отец знаменитого поэта Антиоха Кантемира, писал: «Черкесы. Это самые благородные из скифских народов, проживающих в горах и холмистых местностях между Каспийским и Черным морями. Русские называют их черкесы-пятигоричи и этим отличают от черкесов-казаков. Все украинские казаки по-русски называются черкасами, но главным образом те, которые населяют берега реки Донец и живут в слободах и колониях. Но у тех черкасов, которые разделены на колонии, имеются пять провинций, главными городами в которых являются Изюм, Харковия, Охтырка, Рыбинск и Сумы. К ним следует добавить самый древний русский город Чугуев, бывший некогда крепостью русской империи против татар, когда империя была заключена в более узкие границы».
Факт девятый. Черкесы по данным Википедии: «Относительно название адыгов - «черкесы», Википедия ссылается на «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона», где чёрным по белому сказано: «Черкесы - этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Чёрного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Черкесов делят на три большие группы: собственно черкесов или адиге, как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком черкесов научно, впрочем, ещё не установлена)».
Факт десятый. Википедия о черкесах в Турции. В числе черкесов в Турции Википедия вполне справедливо указывает наряду с адыгами и абазин с абхазами. Численность последних (10 и 39 тыс. чел.) весьма принижена.
Факт одиннадцатый. Википедия о черкасах. Как сообщает свободная энциклопедия Интернета, «черкасы (итал. Circassi) - название племен торков и берендеев, чёрных клобуков в древних и средневековых русских летописях, один из народов Золотой Орды и средневекового Египта в XIII-XIV вв., а также экзоним казаков (преимущественно, «малороссийских») в российском государстве (в частности, в официальных документах) до конца XVIII вв.». Торки - так в X-XII в. называлось одно из тюркских племен, кочевавших в южнорусских степях между Доном и Днепром.
Факт двенадцатый. Черкасы в русской истории. Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку: Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского черкасы - один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года; черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года; также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы. В Воскресенской летописи XVI века при описании событий 1152 года название Черные Клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы», однако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояснение отсутствует. Период XIII-XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (Запорожья), получивший в связи с этим наименование «Черкасии». В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья: «Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м веке в княжестве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались. При царе Иоанне IV-м, на Дон с князем Вешневецким перейдя, град Черкасский построили…» (Татищев В. Н., История Российская). Владимир Вернадский также высказывает мнение о том, что город Черкассы был основан в XI веке, если не раньше, в то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов.
Факт тринадцатый. Википедия о черкесском мухаджирстве. Читаем: «Геноцид черкесов (кабард.-черк. Адыгэм я лъэпкъгъэкIуэд) - термин, который Верховный Совет Кабардино-Балкарии (в 1992 году) и парламент Адыгеи (в 1994 году) использовали при описании фактов массового изгнания черкесского народа (а также родственных абазов, абхазов и убыхов) во время и по окончании Кавказской войны». Применяется также термин черкесское мухаджирство. Против использования этого термина, как не соответствовавшего «содержанию социального явления - изгнания горцев Кавказа» выступила в 1990 году Всесоюзная научно-практическая конференция 24-26 октября 1990 года «Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы мухаджирства». В ходе Кавказской войны зачистка территорий Черкесии велась интенсивно и захваченное в плен население (адыги, абазины), шапсуги и убыхи в самые короткие сроки направлялось к Черноморскому побережью для последующего выселения в Османскую империю, захваченная же территория в такие же короткие сроки заселялась казаками, армянами и выходцами из центральной части Российской империи. Примером ведения войны против черкесов может служить тактика генерала Засса, который покорил Восточное Закубанье, районы, где проживали абазины-ашхарцы (баракаевцы, башилбаевцы, кизилбековцы, медовеевцы, тамовцы, шахгиреевцы) и адыги (абадзехи, бесленеевцы, темиргоевцы, мухоши, кабардинцы). При любой возможности уничтожались посевы и запасы зерна, при нападении на сёла имперские войска открывали огонь из артиллерии по хижинам. Для захвата и угона горского скота уничтожались запасы сена, вследствие чего адыгам приходилось выгонять скот на равнинные пастбища, где он захватывался и угонялся в ближайшие станицы. Вырубались сады и виноградники для принуждения черкесов покинуть гористую часть страны и тем самым ослабить их сопротивление. Когда российское правительство вынудило черкесов выбирать между переселением на Кубань и переселением в Османскую империю, одна четверть решила переселиться на Кубань, а три четверти - в Османскую империю, при этом шапсуги и убыхи уехали в Турцию почти все, а абадзехи и бжедуги - более, чем наполовину.
Факт четырнадцатый. Филипп де Сегюр пишет: «Населяющие Кавказ народы почти все вообще подчинены влиянию мусульман и русских, но это подчинение существует больше на словах, чем на деле; большинство их обычно пребывает в состоянии восстания и часто возвращает себе свободу с помощью оружия. Кубанские татары и лезги почти непрерывно отстаивают свою независимость. Абхазы больше привязаны к туркам из ненависти к русским. Чеченцы также часто воюют против московитов. Все эти племена вообще известны под названием «черкесы». (http://book.xutor.com.ua/node/38).
Не знаю, нужны ли иные доказательства того, что «черкесами» в истории в разное время называли не только адыгов. Если нужны, то «за мною не заржавеет»…

ССЫЛКА
Previous post Next post
Up