Опять о Гаити, американцах и российском "ментолитете"

Jul 23, 2010 23:07

Недавно я рассказывал, как в гостях разговорился с корреспондентом "НЙ Таймс" в Гаити, и как Гаити в его описании напомнила Россию.
Снова гости и снова Гаити. Собеседник--старый знакомым, который теперь ведает Кариббским бассейном (и много чем еще) в Пентагоне. (Он не вояка, а политический назначенец. До прихода Обамы был профессором университета.)
Так вот, он считает, что все зло в Гаити от религии вуду. И правда, тотон-макут, известная своей жестокостью милиция времен династии Дювалье, держала население в страхе именно ритуалами вуду. Гаитяне до сих пор оглядываются, когда их вспоминают.
В России тоже есть свое вуду--суеверное преклонение перед государством и его "органами", людьми в погонах. В моем детстве семейным божком и одновременно глазом Большого Брата в каждом доме был телефонный аппарат. Когда ругали власть--что тогда делалось сплошь и рядом--на него накладывали пуховую подушку.
В какой-то итальянской комедии, перед тем как изменить жене муж отворачивает к стене образ Мадонны.
В брежнеское время за болтовню на кухне уже не сажали. Плюс, представьте себе как тогда, вручную, можно было 24 часа в сутки слушать миллионы разговоров по Москве. Боязнь была из разряда сверх'естественных, суеверных.
Вот еще пример.
В конце 1980-х, когда Горбачев дозволил частные поездки заграницу, в Нью-Йорк хлынул поток родственников и друзей эмигрантов. Одна моя приятельница летала стюардессой на бывшей "Пан-Ам" и жаловалась, как трудно на москвоском рейсе утихомирить пассажиров.
Я посоветовал взять с собой блокнотик. У нарушителей следует спрашивать имя-фамилию и притворяться, что записываешь.
Прием оказался невероятно действенным.

Историки спорят, почему римляне--такие цивилизованные и просвещенные, с такой богатой гуманитарной культурой--были столь жестоки. Помимо публичных турниров гладиаторов и кормления диких зверей людьми, у патрициев во дворцах были частные кровавые цирки, где на забаву истязали рабов.
Возможно, что это была калька с языческого Пантеона, где содрать кожу с фавна Марсиаса считалось неплохой шуткой.
Тотон-макут, как все языческие божки, были жестоки. Более того, как все языческие божки, они были не просто жестоки--их жестокость была произвольна и непредсказуема.

Поэтому ментовский произвол в России--это не "уродливое явление", которое можно и необходимо искоренить, а неот'емлемая часть системы, которая наверху воглавляется тоже людьми в погонах.
Истории с пьяными ментами, устраивающими тир в супермаркетах, давящими людей на зебрах, затаскивающих привлекательных девиц в свои иномарки или, как пишет в своей колонке Юлия Латынина, для забавы отрезающих частной яхтой ноги купальщикам (http://www.gazeta.ru/column/latynina/3400912.shtml), лояльным гражданам державы--например, членам движения "Наши" на своих сборищах на озере Селигер--следует воспринимать не с возмущением, а с пиететом. Это--выражение сегодняшней российской государственности и, на уличном уровне, основа российской стабильности.

По духу и стилю, эти истории напоминают изтязания рабов, описанные в многочисленных литературных версиях восстания Спартака. А само восстание--это был не просто социальный бунт, но и антирелигиозное выступление. Не зря бунтарей распяли вдоль всей вии Аппиа, от Капуи до Рима.

Религия, утверждали марксисты, это опиум для народа, позволяющий правящему классу держать под контролем угнетенные массы. Это, конечно, упрощение. Тем не менее, религия поддерживает стабильность в государстве, подтверждая, что существующий государственный и социальный уклад одобрен высшими существами и находится с ними в гармонии.
Вот прекрасное описание российского культа "государства", которое я нашел в той же Газете.ру. На этот раз в колонке Игоря Свинаренко.
http://www.gazeta.ru/column/svinarenko/3400464.shtml

Статья про Вадима Туманова, большого друга Высоцкого, старателя, бывшего зэка и эдакого эталона самодостаточного, сильного российского мужика. Русская версия индивидуалиста.
Цитирую высказывания Туманова подробно, потому что это блистательный, совсем не туманный пассаж:
"Я был приглашен в Театр на Таганке, когда отмечали 65 лет Володи... Туда должен был приехать Путин, и он приехал... И вот я сказал там тост... Я напомнил, что ни с кем я не говорил так много, как с Володей ... о богатствах нашей страны, о том, как люди могут работать. «Все у нас есть, и народ прекрасный - ну почему у нас все не так?» - не раз я слышал такое от него. И вот я сказал Путину: «Если Володя, как многие думают, смотрит на нас сверху… Он был бы рад, если бы эту страну вытащили к счастью». Я думал сначала, что Путин так и сделает. Потому что все возможности у Владимира Владимировича были. Да и у Ельцина были... Мы не хуже других народов, но, к сожалению, все зависело всегда от первых личностей. Хочется спросить: ну почему вы не сделали ее счастливой? Человек, который бы это сделал, навсегда остался бы звездой, о нем вспоминали бы как о прекрасном человеке, который много сделал для страны... Столько богатств и столько прекрасных людей! Но все зависит от первых лиц."

Я недавно тут еще писал о том, как инфантильны американские религиозные политические деятели. Мне кажется, некоторые читатели меня неправильно поняли. В России бытует мнение, что американцы в целом, как нация, инфантильны, наивны, переросшие дети.
Это не так. Основное определение взрослого человека--способность принимать собственные решения и нести ответственность за свою судьбу.
По этому определению, инфантильны как раз россияне.

Для примера расскажу как у нас устроено муниципальное управление в маленьком, менее 12 тысяч, пригородном городке.
У нас есть несколько оплачиваемых городских служащих--секретарь, бухгалтер, городской управляющий, полицейские, мусорщики, учителя, несколько пожарных (большинство пожарников неоплаченные волонтеры из числа самих жителей.) Мэр, городской совет, школьный совет--выборные должности, но практически неоплачевыемые. Город сам назначает налоги на недвижимость, из которых главным образом формируется бюджет и содержится школа. Строительство больших об'ектов--например новой школы, стадиона, мостов-дорог--решается референдумом, и по решению референдума выпускаются долговые облигации, которыми город финансирует эти проекты. Множество начинаний--библиотека, художественный центр--существуют на добровольных началах и по инициативе жителей. Их основали и финансируют попечители, для них специально собирают пожертвования на разного рода балах и обедах.
Иными словами, занятые люди становятся общественными деятелями местного масштаба не бросая своей часто ответственной работы--потому что хотят контролировать, в каких условиях живут они и их соседи, какого качества школа у их детей, и т.д.
То же самое и со спортом. Например, в нашем городке, хоть он и небольшой, есть костяк фанатов хоккея. Поэтому у нас хорошие команды всех возрастов, их тренеруют сами же родители--бесплатно, конечно. Есть менеджер команды, тоже один из родителей. Деньги на обмундирование и аренду льда платят родители. (В конце сезона, принято скидываться по десятке на подарок тренеру, обычно хокейную майку его любимой команды или что-то в этом роде.) Всем этим заведует городская хоккейная ассоциация, которую основали и в которой на добровольних началах служат родители.
На одном из футбольных полей нашего городка (у нас их три) кто-то из родителей хотел сделать искусственное покрытие. Был референдум, и большинство из нас проголосовало против этой затеи. Теперь родители пытаются частным образом собрать на это средства.
Ну, и кто из двух наций более инфантилен?

@Ведомости

Previous post Next post
Up