Об образовании в постсоветской России.

Jul 01, 2017 00:07

Хотелось бы затронуть один крайне важный вопрос, который часто обсуждается на всех уровнях и среди разнонаправленных политических движений. Вопрос об образовании. В России тема ЕГЭ давно уже стала притчей во языцех. Уровень среднего и высшего образования за постсоветские годы упал катастрофически и причин для этого множество. Давайте попробуем добраться до первопричины этого явления. Ну начнем с того, что проблемы с образованием начались задолго до того как развалили СССР и начали строить капитализм. А то тут некоторые товарищи рисуют такими радужными красками положение с образованием в СССР, что мол все было на высочайшем уровне, все поголовно грамотные, начитанные и эрудированные, но тогда откуда такое дремучее невежество поперло, когда вся страна неожиданно уселась перед телевизором, заряжая воду от пасов Чумака и лечась от всех болезней под взором Кашпировского? А потом понесли все свои сбережения в финансовые пирамиды, поверив дешевой рекламе из ТВ. Неужели они настолько слабы в элементарной математике или не читали классиков, прекрасно описавших механизм финансовых пирамид(например Э.Золя "Деньги) ещё за 150-200 лет до этого. Проблемы безусловно были. Во первых нужно понимать, что учительство во все времена, это по сути подвижничество, это призвание и тяжкий труд, не дающий материального обогащения. Учителями становились люди по зову сердца и с высокими моральными принципами. В СССР это было особенно характерно в период послереволюционного подъема, в 30-50 гг таких учителей было большинство - люди с горящим сердцем, несущие знания людям как свет. Но постепенно эта волна подвижничества сходила на нет, получать педагогическое образование становилось не "модно" и не престижно. Соответственно среди учителей стало много случайных людей, кое как закончивших пед и так же кое как обучавших детей. В столицах, в крупных городах ещё было достаточно много сильных педагогов, а в провинции и особенно в сельской местности их было единицы. Я сам учился в школе в маленьком районном центре и сейчас понимаю, что настоящих учителей было крайне мало. Мне например повезло с очень сильным преподавателем по математике Жижимовой Л.И., которая привила мне любовь к этому предмету. За что я ей крайне признателен. Математика сильно развивает мыслительные способности, логическое мышление и способность к обучению вообще. И вот с падением уровня преподавания началось и падение общего образования, а дальше все уже развивалось в геометрической прогрессии - слабые ученики становились учителями, которые соответственно и обучали новое поколение детей. Но давайте все таки вернемся к истокам - в чем разница образовательной системы в коммунистическом и капиталистическом обществе? Хочется напомнить только, что мы жили в СССР при социализме, а социализм это первая фаза коммунизма. Так вот при коммунизме образование направленно на всестороннее и углубленное развитие личности каждого члена общества и развитие общества обусловлено развитием каждого его члена, личность и общество объединяются на растущем единстве общественных и личных интересов. Социалистический тип личности характеризуют такие черты, как коммунистическая идейность, проявляющаяся в коллективизме, интернационализме, высокой социальной ответственности, творческое отношение к труду, стремление к самосовершенствованию, гуманизм в отношениях с другими людьми, высокая культура поведения, непримиримость к недостаткам. А как обстоит дело при капитализме? Нужно чётко понимать, что образование трудящихся являлось следствием развития капитализма, а точнее следствием конкурентной борьбы при капитализме - для поддержания конкурентоспособности необходимо постоянно модернизировать производство, искать пути для снижения себестоимости и повышения производительности, а следовательно капиталистам необходимы рабочие высокопрофессиональные, что невозможно без качественного образования. Известный тезис Маркса про то что пролетариат является могильщиком капитализма основан в том числе и на том, что капиталисты вынуждены будут тратиться на образование своих рабочих, а те в свою очередь по мере осознания несправедливого мироустройства будут бороться за улучшение своего положения, а по сути бороться за уничтожения самой системы, паразитирующей за счет их труда. То есть образование при капитализме является достаточно противоречивым фактором, влияющим как на развитие, так и на разрушение системы. В идеале для капиталиста выгодно многоуровневое, кастовое образование, где большинство людей использовалось бы для низкоквалифицированного труда и было основным потребителем, и для этой части населения достаточно низкого уровня образования. И пусть эти люди пишут с ошибками, считают плохо, и им ни в коем случае не надо читать Толстого, Достоевского, Гюго, Золя, Драйзера и пр., но чтобы печь пиццу, водить автомобиль или нажимать на кнопку пуска на станке им знаний вполне достаточно. Свободное время им нужно занять развлечениями - просмотрами шоу, фильмов, свободный секс, употребление разрешенных(алкоголь, сигареты) и не очень наркотиков. Для второй касты образование необходимо более углубленное, так как в этой касте представлены управленцы всех уровней, технические специалисты, ИТР. Но и в их случае упор в образовании нужно делать на освоение выбранной специальности. Зачем хорошему например программисту знание истории или литературы? Конечно его труднее контролировать, он запросто может заниматься самообразованием, но с ним можно и договориться в плане материального стимулирования в зависимости от его способностей, то есть купить его полностью. Либо вышвырнуть его в низшую касту. И последняя каста для избранных, то есть для них самих и их детей. Здесь нужно давать образование по максимуму, чтобы отпрыски смогли удержать в своих руках с таким трудом отжатые у всего народа средства производства. Поэтому детей элиты отправляют учиться в лучшие учебные заведения мира, где они изучают всё и углубленно, от иностранных языков и до точных наук, от философии и до политэкономии, от Платона до Гегеля, от Мора до Маркса и Ленина. И при этом их всячески отдаляют и противопоставляют остальным людям, черни, воспитывают снобизм, высокомерие и социальный шовинизм. И именно эти люди, зарабатывающие свои состояния в России, являются ярыми русофобами, отрицают свою русскость, чураются её и народа, называя всех быдлом, нищебродами и ватниками.
Так возможен ли вообще качественный рост образования при капитализме? Нет! Не возможен. Ибо образованный народ не будет мириться с несправедливостью мироустройства. Можно конечно отвлечь людей скажем на религиозность, где людям внушается, что мол на все воля божья и человек делает вывод, что богатство других является следствием этой самой воли и это богоугодничество на какое то время может примирить эксплуататоров и эксплуатируемых. Но это основано на явном обмане и обман вскрывается при каждом очередном обострении кризисных явлений, характерных для развития капитализма. Но тут еще важно учесть другой немаловажный фактор - соперничество внутри империалистической системы за контроль за рынками сбыта и ресурсами. Россия в этом плане является привилегированной страной, обладающей как ресурсами, так и рынками сбыта и захватившая страну элита вынуждена защищать свои интересы в сложной конкурентной борьбе с мировыми империалистами. Они с одной стороны хотели бы интегрироваться в мировую империалистическую систему как независимые игроки, но завсегдатаи Бильдербергского клуба имеют на Россию свои планы. Если бы Россия не обладала ядерным оружием, доставшемся ей от Советского Союза, то не было бы и этой самоуверенной братвы у власти. Впрочем не было бы и самой России. И вот пока существуют очень трудные и противоречивые отношения капиталистов России с мировой империалистической элитой, нашей элите приходится задумываться о своем будущем, как защитить награбленное от сильных и агрессивных заокеанских псов и их европейских шакалят? Последствия от разрушения СССР катастрофические, частично уничтожен промышленный потенциал, мы сильно отстали и зависимы технологически, не хватает ученых и инженеров, способных на прорывные открытия и новейшие изобретения, мало специалистов способных воплотить инженерные решения в жизнь. А это все напрямую связано с системой образования - ну не было ещё нобелевских лауреатов из нынешних ЕГЭшников и вряд ли будет. А чтобы выжить нужно развиваться. Но как? Трудно найти такую грань, чтобы народ был умный и образованный, способный защищать страну, продвигать науку и производство, но при этом не протестующий против несправедливого мироустройства, когда одним всё, а другим ничего.

Россия, будущее

Previous post
Up