Не так давно на сайте «Военное обозрение» вышла статья, которая касалась болезненной для нашей страны темы попыток демонизации образа советского солдата - освободителя, да и самой России, которые (попытки) сегодня активно предпринимают в ряде западных государств. Статья вызвала достаточно бурную дискуссию, в которой особым образом выделились голоса нескольких читателей. Смысл постов этих господ заключался в том, что автор, дескать, впускает «в эфир» некую информационную провокацию. Мол, на самом деле Запад вовсе не пытается демонизировать солдата-победителя, а вместе с ним и всю Россию, а даже наоборот, продолжает относиться к Великой Победе с благоговейными чувствами.
Кадр из фильма "Unsere Mütter, unsere Väter"
То, что в немецких школах в разделе «Зарубежная литература» официально вводится изучение весьма специфического произведения Александра Солженицына «Прусские ночи» о «зверствах» советских солдат в Германии в последние месяцы войны; то, что памятники советским воинам всё чаще превращаются в объекты для надругательства; то, что в подозрительно однобоком ключе переписываются западные учебники истории Второй мировой войны; то, что в немецких СМИ появляются статьи о «русских варварах в Европе», которые основываются на цитатах Йозефа Геббельса - видимо, не особенно впечатлило господ, узревших в этом исключительно провокацию со стороны автора материала на «Военном обозрении». Почему-то эти же господа не изволили узреть провокации со стороны тех, кто занимается реальным шельмованием мировой истории. А если так, то глупо вступать в дискуссию с авторами постов указанного содержания. Будет куда полезнее и эффективнее продолжить материал освещением новых фактов явно антироссийского давления со стороны ряда западных структур, а то и целых государств.
Очередной удар по статусу советского солдата-освободителя нанесли теперь уже немецкие кинематографисты. Во время празднования параллельных годов Германии в России и России в Германии немецкий режиссёр Филипп Кальдебах решил представить немецкому народу «свою правду о войне» в виде фильма «Unsere Mütter, unsere Väter». На фоне сюжета о «приключениях» немецких друзей на Восточном фронте, очевидно, выделяется авторский замысел показать с самой неприглядной стороны русских солдат, которые, по версии режиссёра, единственной своей целью видели массовые изнасилования немецких девушек и женщин и расправу над ранеными в захваченных ими госпиталях. По всей видимости, и Кальдебах «впечатлился» речами Йозефа Геббельса, который в своё время обрисовывал советских военнослужащих не иначе как «степных подонков», которые идут в Германию исключительно для того чтобы грабить, убивать и насиловать.
Примечательно, что Кальдебах в «лучших традициях жанра» уходит от показа того, как тех явно немногочисленных советских солдат, которые учиняли погромы и насиловали немецких женщин в Германии, отправляли под трибунал, даже не смотря на полученные ими в ходе войны регалии и заслуги. Действительно! Зачем же это показывать немецкому зрителю - можно ещё, чего доброго, развеять сформированное в ходе фильма впечатление о «советском варварстве».
После выхода фильма «Наши матери, наши отцы» на немецкие экраны (фильм был показан по каналу ZDF) российский МИД направил в Германию ноту протеста. Отечественное внешнеполитическое ведомство в своей ноте заявляет о том, что совершенно недопустимым являются попытки сравнивать массовые зверские преступления гитлеровских войск на территории Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны и эксцессы со стороны отдельных советских солдат и офицеров, которые кроме того ещё и сурово карались за совершённые преступления против гражданского населения.
Фильм, который демонстрирует исключительно «зверства» русских солдат и польских партизан (удивительная однобокость немецких режиссёров, не правда ли, если учитывать, кто и против кого развернул ту большую войну), был назван в ФРГ культурным событием года… Если оперировать теми же терминами, то сложно себе представить, какие ёще «культурные» события подготовили наши немецкие «партнёры» в рамках перекрёстного года культуры РФ и ФРГ… Возможно, материалы о «бесчеловечном доведении до самоубийства» Адольфа Гитлера или о «жестокостях сталинградцев в боях против немецкой армии»… После выхода в свет фильма господина Кальдебаха при продюсерской поддержке Нико Хоффмана, не пожалевшего на «правду о войне» 10 миллионов евро, и такие сюжеты не кажутся невозможными для немецких кинематографистов…
Нужно отметить, что возмущены фильмом оказались не только россияне и граждане Германии, имеющие русские корни. В Польше «творение» германских киношников тоже вызвало бурю негодования. Связано это с тем, что в фильме польские партизаны показаны некими кровожадными монстрами. Такая трактовка событий Второй мировой со стороны Кальдебаха привела к тому, что польские политики направили на канал ZDF письменный протест в связи с выходом фильма на экраны.
В этой связи, как обычно, найдутся те люди, которые скажут: а что это вы на немецких кинематографистов собак спускаете. Мол, разве в России не снимают ничего подобного. «Сволочи», например… Или продюсирование и игра Алексея Гуськова в украино-российско-немецком фильме «4 дня в мае»… Да, снимают. В этом-то и заключается прискорбный момент. Но только в России у ответственных за кинопоказ лиц хватает ума и воли вовремя опомниться и снять фильмы весьма специфического «военного» содержания с проката, как было в прошлом году с теми же «4 Tage im Mai». И находятся порядочные люди вроде Владимира Меньшова, отказывающиеся признавать художественную ценность фильмов, авторы которых занимаются дешёвым шельмованием истории. Хочется надеяться, что и в Германии произведут переоценку культурной значимости рассмотренного выше фильма режиссёра Кальдебаха.
Продолжая разговор о том, что в ряде западных стран становится всё более популярным выставлять Россию в качестве главного мирового монстра, стоит коснуться и ещё одного «художественного» произведения. На сей раз решили отметиться скандинавские «партнёры», задумавшие использовать книгу норвежского писателя Ю Несбё «Оккупированная» для съёмок своего «киношедевра». В последнее время мы уже успели привыкнуть к тому, что оккупантами нас и наших предков называют представители властей Прибалтийских государств, Грузии или определённых областей запада Украины. Однако тема российской оккупации Норвегии - это, согласитесь, нечто новое… Неужели господин Несбё заразился «оккупационным синдромом» у эстонских или латвийских почитателей своего творчества?..
Однако в своей книге, которую вдруг собрались экранизировать шведские кинематографисты, Несбё пишет не о прошлом. Его взор привлекает исключительно будущее Европы. И в этом самом будущем норвежский литератор видит, почему-то, не угрозу засилья радикальных исламистов в его же Норвегии, и не угрозу культивации содомитских отношений среди его соотечественников и других отдемократизированных европейцев, а… о ужас - оккупацию Норвегии со стороны России. Несбё в жанре некой художественной аналитики геополитических процессов пишет о том, что Россия якобы в ближайшее время может начать вторжение в Норвегию под лозунгом обеспечения бесперебойных поставок нефти странам-партнёрам. Бурная, однако, фантазия…
Фильм по этой книге ещё даже не начали снимать, а права на его показ уже успели выкупить два европейских канала: Arte (Франция и Германия) и NRK (Норвегия). Видимо, руководство этих каналов заранее уверено в том, что фильм «Оккупированная» просто не может не вызвать интерес у определённого числа европейцев, дух русофобии в которых подпитывается с самого раннего возраста. Но почему же норвежские и шведские творческие господа не хотят представить своим соотечественникам фильм о том, как целые кварталы скандинавских городов оказываются во власти хиджабов и чёрных повязок с цитатами ваххабитского содержания, выполненными арабской вязью? Почему не снимут фильм о том, что некоторые районы Осло напоминают, скорее, африканские «оазисы», живущие на территории которых люди не знают ни слова по-норвежски? Почему про эту (реальную) оккупацию Скандинавии - ничего, а вот про антироссийские фобии - и книги, и фильмы? Видимо, это и есть плоды долгого хождения матушки-Европы по лабиринтам своей же мультикультурности и толерантности. Сказать правду о радикальных мусульманах - табу, так как это может быть увязано с нарушением прав человека, а вот преподнести очередную ложь о России - самое то для европейского обывателя, выросшего на русофобии времён Холодной войны.
Так ведь в том и дело, что Холодная война осталась позади, что Европу раздирают на куски совсем другие проблемы, совсем другие угрозы стоят перед современным европейским обществом. Но, по всей видимости, зашоренность европейской цивилизации сегодня настолько сильна, что лучше там будут мусолить образ «старого противника», нежели доносить до понимания своего же общества наличие противников и угроз новых и от того более реальных.
Автор Володин Алексей