Aug 27, 2012 09:02
Стартаперы в массе своей - те еще психи. Чтобы гореть идеей, работать по ночам и заражать своей энергией и верой в успех окружающих, убеждать инвесторов и партнеров, без безумия не обойтись. Конечно, сумасшествие стартапера не обязательно должно быть связано с записанным в медицинской карте диагнозом, - обычно обходится без этого. Но если анализировать характерные черты, свойственные успешным предпринимателям, порой хочется покрутить пальцем у виска.
1. Все стартапы делятся на два типа - технологические (например, поиск) и нетехнологические (например, какой-то интернет-магазин). Создателям технологичных стартапов должна быть присуща некоторая шизоидность: для того, чтобы сутками копаться в технологиях, ночевать у компьютера и думать только о своем проекте, нужно уметь быть холодным, эмоционально отстраняться от окружающего мира и плевать на все условности. «Я хочу сделать лучший продукт в этой области» - говорит такой человек, и на следующие 10 лет в его жизни ничего, кроме технологий, не существует. При этом руководителей технологических стартапов часто считают аутистами, но работе с командой аутизм мешает. Бывают, конечно, стартаперы-одиночки, но это исключения.
Что касается нетехнологичных стартапов, то создателям таких проектов должна быть свойственна маниакальность. Человек поверил в свою мечту, причем совершенно неважно, правильная у него была мысль или неправильная. Он верит и начинает реализовывать свою безумную идею - даже если все вокруг смеются и говорят: «Ты с ума сошел, ничего не получится». Маньяк-стартапер просто не слышит тех, кто в него не верит. А потом случается удивительное, - из-за силы человеческой веры вокруг безумца начинает формироваться круг людей, заразившихся его идеей. Безумие заразно, и горящий своим проектом человек заражает окружающих: сначала малый круг близких друзей, потом сам плодишь конкурентов. Когда я три года назад на профильных конференциях и в личном общении рассказывала про приложение Pruffi Friends (тогда, конечно, я видела его несколько иным) и идею рекомендательного рекрутинга, мои конкуренты крутили пальцем у виска и смеялись в лицо, - а сейчас я знаю, что несколько рекрутинговых порталов готовят к запуску свои приложения.
2. Стартапер не может быть нормальным человеком, в противном случае у него будет перманентный когнитивный диссонанс. Как-то раз, совсем недавно, я позволила себе в воскресенье целый выходной день, - и на следующий день раздражала всех сотрудников рассказами о том, что мне стыдно за несделанные дела. Для нормального человека нет никакой проблемы в том, чтобы позволить себе отдохнуть. Больной своей идеей искренне винит себя за то, что позволит себе отдыхать.
3. Стартаперам свойственна агрессия. Их часто обвиняют в том, что они агрессивны по отношению к людям, которые не верят в их модель, бизнес и планы на будущее. Но они не могут иначе - потому что скепсис окружающих ломает их веру. Если в твою деревню пришла орда, которая сожгла твою церковь и собирается грабить дома, ты не пойдешь выяснять: «А зачем вы это делаете? Может, саранча съела весь ваш урожай, и вы пришли к нам, потому что вам плохо и нечего есть?» Нет, ты возьмешь вилы или самый большой топор и пойдешь сражаться с интервентами.
4. Кроме того, стартаперы очень агрессивны к обстоятельствам и становятся страшными эгоцентриками. Весь мир рассматривается через призму вопроса «полезно это моему бизнесу или нет?». Конечно, есть друзья, есть семья, и вовсе не значит, что человек дружит только с полезными людьми, - но во всех остальных ситуациях человек все меряет полезностью.
5. Стартапер должен испытывать повышенную тревожность. Делаешь проект - забудь о том, чтобы спокойно спать по ночам: нужно постоянно думать о том, чтобы конкуренты не начали наступать на пятки. А вот мании величия у стартапера быть не должно - как только ты успокаиваешься и начинаешь думать, что ты самый лучший, немедленно кому-нибудь проигрываешь. Мы не раз наблюдали такие примеры.
Как я уже говорила, все вышеперечисленные заболевания, как правило, помогают стартаперу действовать и добиваться своего. Но есть и опасности. Самая страшная картина, которую мне довелось наблюдать в жизни, - бизнесмен, который работал несколько лет, достиг успеха и продал свой проект. Вот к этому моменту, который случается при продаже, людей за преступления можно приговаривать. Во-первых, человеку очень страшно идти снова в эту отрасль и начинать все с нуля. Страшно не повторить успех, страшно что-то делать, - вспоминаешь все, через что ты прошел и думаешь: «Неееет, больше никогда. Я же шел к этому столько лет, чтобы теперь лежать на пляже с коктейлями и мулатками». Однако при этом приходит понимание, что когда ты жил в этом ритме и этом драйве, ты был востребован и нужен огромному количеству людей, ты постоянно чувствовал, что живешь не зря. Тебе было интересно жить. Что происходит? Люди спиваются, сходят с ума. Большинство разводится - внезапно выясняется, что брак держался на том, что бизнесмена годами постоянно не было дома. Очень мало у кого получается второй раз войти в ту же реку, еще меньшее количество людей в этой реке второй раз добиваются успеха.
Так что мой совет: можете не начинать делать стартап - не делайте его. А если не можете, значит, скорее всего, вы больны.
Slon.ru
бизнес,
стартап